Скоро банки начнут обмениваться с Центробанком документами в интернете через личные кабинеты на сайте регулятора. Участникам рынка нравится возможность использования такого канала связи, однако они предупреждают о множестве «тонких мест», которые Банк России обязан прописать в своем специальном нормативном акте.
Закон, дающий ЦБ право взаимодействовать с кредитными организациями посредством создания информационного ресурса на интернет-сайте регулятора в форме личного кабинета банка, был принят Госдумой в третьем, окончательном чтении 21 июня. В пояснительной записке к документу говорится, что это позволит Банку России ускорить и упростить доставку документов, устранить проблемы, связанные с территориальной удаленностью кредитной организации от территориального учреждения регулятора. Банки будут получать в личном кабинете от ЦБ документы, в том числе и предписания регулятора, а также передавать отчетность, информацию, обращения о предоставлении разъяснений по применению нормативных актов.
Новый порядок взаимодействия позволит «однозначно разрешить вопрос с установлением момента доставки предписаний ЦБ
Очень важным для кредитных организаций является то, что новый порядок взаимодействия позволит «однозначно разрешить вопрос с установлением момента доставки предписаний ЦБ, которыми в отношении кредитных организаций вводятся меры воздействия, предусмотренные законодательством». Иначе говоря, новый закон снимает периодически возникающие вопросы, связанные с определением срока начала действия мер.
Отмечается, что порядок взаимодействия Банка России с кредитными организациями при использовании ими личного кабинета будет устанавливаться нормативным актом Банка России. Закон вступит в силу по истечении 90 дней со дня опубликования.
С рядом банков ведется пилотное взаимодействие с использованием личных кабинетов
Когда будет подготовлен этот нормативный акт, пока неизвестно, однако в Банке России порталу «Новости Банков» напомнили, что к настоящему времени ЦБ реализовал проект создания личных кабинетов для всех категорий некредитных финансовых организаций, что позволило обеспечить двустороннее электронное взаимодействие мегарегулятора и поднадзорных НФО. «С рядом банков ведется пилотное взаимодействие с использованием личных кабинетов», — отметили в пресс-службе ЦБ.
Кредитные организации, опрошенные порталом «Новости Банков» в целом оценивают новую коммуникацию с регулятором позитивно. Так, в пресс-службе Хоум Кредит Банка указывают, что получение запросов от ЦБ и предоставление ответов будет более оперативным. «Банку будет удобнее передавать большой массив данных по электронным каналам коммуникации, исключив передачу большого объема на бумаге или внешних носителях», — отмечают в кредитной организации.
Как сообщили в пресс-службе банка «Дельта Кредит», расширение и оптимизация электронного документооборота с регулятором актуальны для всех участников рынка. «Сейчас электронное взаимодействие с ЦБ осуществляется через программные комплексы КЛИКО и ЭФЮДКО, которые, с одной стороны, достаточно сложны в эксплуатации, с другой — имеют ограниченный функционал, — комментирует пресс-служба. — В этой связи мы приветствуем принятие закона и возможность взаимодействовать с ЦБ через личный кабинет».
В дальнейшей перспективе новая система позволит снизить за счет отказа от бумажных носителей
В пресс-службе банка «Русский стандарт» отмечают, что в дальнейшей перспективе новая система позволит снизить финансовые издержки кредитных организаций за счет отказа от бумажных носителей. В банке указывают, что новая система позволит контролировать процесс прохождения документа, сделает взаимодействие более прозрачным, а также практически круглосуточным, поскольку работа с личным кабинетом предполагает удаленный доступ. «А, кроме того, исключит ошибки, связанные с человеческим фактором», — добавляют в «Русском стандарте».
При этом в банках указывают на ряд моментов, очень важных при взаимодействии с регулятором через личный кабинет. В «Дельта Кредите» указывают, что при внедрении новых форматов электронного документооборота всегда возможны сложности и технически сбои. «Вместе с тем, мы уверены, ЦБ на основании обратной связи от банков сможет оперативно устранить выявленные проблемы и предотвратить сбои», — рассчитывают в кредитной организации.
В законопроекте нет указания, кто вправе подписывать от имени банка электронные документы
Юридический директор Почта Банка Наталия Скрипченко указывает, что очень важно уйти от дублирования на физическом носителе информации, направляемой через личный кабинет. Она также обращает внимание на то, что в законопроекте нет указания, кто вправе подписывать от имени банка электронные документы, помимо его руководителя. «Необходимо регламентировать порядок согласования списка лиц, имеющих право от имени кредитной организации подписывать документы усиленной квалифицированной подписью и иметь доступ к личному кабинету, — считает юрдиректор Почта Банка. — Важно определить, какие технические требования будут предъявляться к защите передаваемой информации».
По мнению председателя правления Росгосстрах Банка Аллы Масленниковой, регулятору стоит предусмотреть и проанализировать целый ряд тонких моментов, касающихся как процедуры взаимодействия, так и технической составляющей реализации проекта.
Обязательно должен быть предусмотрен резервный канал на случай сбоев
«Если говорить о технических нюансах, то желательно, чтобы для личного кабинета был предусмотрен выделенный защищенный канал взаимодействия между банком и ЦБ, — говорит она. м Обязательно должен быть предусмотрен резервный канал на случай сбоев, как вариант, разрешено применение прежнего оффлайн-формата взаимодействия для исключительных случав. Возможно потребуется приобретение дополнительного IT-оборудования для банков, учитывая накапливаемый со временем архив данных».