Россия – «отличница» в следовании Базельским принципам, при том, что некоторые страны добились для себя некоей корректировки методологий, и это облегчило жизнь их банковским системам и национальным банкам. Глава ВТБ Андрей Костин в своем выступлении на МФК-2017 напомнил, что Базель III формировался в мирное время, а сейчас в финансовой области идет «война».
«Менталитет регулятора – это то, что банки являются как бы зоной постоянной опасности, порождаемой различными проблемами. Поэтому всегда мы будем искать какой-то баланс интересов, - сказал в своем выступлении на панельной сессии МФК по «рецептам выживания» для банков между вызовами финтеха и прессингом регуляторов Андрей Костин. - Потому что банки заинтересованы в удешевлении стоимости своей деятельности, регулятор – в том, чтобы банковский бизнес был безопасен. И в этом плане каждую сторону можно понять».
Брать капитал негде кроме как из прибыли
При этом глава ВТБ напомнил о том, что стандарты «Базель III», внедряемого сейчас в России, формировались в другую эпоху. «Тогда у нас был мир. А сейчас у нас война в финансовой области, - заявил Андрей Костин. - У нас 10 или даже больше крупнейших банков находятся под секторальными санкциями, 16 банков находятся под индивидуальными санкциями, которые вообще запрещают любую работу, любые активы за рубежом. И это нельзя не принимать во внимание, потому что мы явно и безусловно находимся в худших условиях. Брать капитал негде кроме как из прибыли. Значит, нам надо удешевлять банковский бизнес».
Он указал, что «Базель III» настраивался на западную систему банков, при доминировании в финансовом секторе «западников». Для российских банков соблюдение Базельских требований является более дорогостоящим, чем для их западных коллег. «Мы посчитали, что для нас «Базель III» стоит примерно 14 млрд рублей в год нашей прибыли. Это, конечно, существенные изъятия из наших доходов», - подчеркнул глава ВТБ.
Ряд стран добился некоей корректировки методологий
Он назвал Россию «отличницей» в плане выполнения требований Базеля. «Ряд стран добился некоей корректировки методологий, которые позволяют несколько облегчить ситуацию для национальных банков, - отметил Андрей Костин. - Все-таки «Базель III» появился после того, как в течение 10 лет западные банки использовали принципы «Базель II». Они позволяли значительно высвободить объем капитала – в то время, как мы находимся на стадии тестирования».
При этом банкир отметил, что, с его точки зрения, движение по пути сотрудничества и выполнения Базельских соглашений - это правильно. «Потому что, действительно, большая опасность выпасть из мейнстрима, особенно в этой ситуации», - подчеркнул Андрей Костин.
Мы найдем полную поддержку со стороны банковского сообщества в Европе, да и в Соединенных Штатах
«Боюсь затронуть какие-то внутренние струны Центрального Банка, но я еще раз бы посмотрел, есть ли возможность корректировки, или даже возможности вынесения на публичное обсуждение каких-то неких других подходов, которые позволили бы все эти вещи скорректировать, - указал глава ВТБ. - Здесь мы найдем полную поддержку со стороны банковского сообщества в Европе, да и в Соединенных Штатах».