Ландшафт рынка POS-кредитования меняется: доля онлайн-кредитов начинает расти, изменяется клиентский портрет. По словам председателя правления Хоум Кредит Банка Юрия Андресова, сегодня банки оперируют на рынке POS объемом около 300 млрд рублей, но современные подходы – онлайн, рассрочка, маркетплейсы – способны увеличить объем рынка до 2 трлн рублей.
Самый массовый сегмент клиентов на POS-рынке начинает сужаться. Согласно подсчетам аналитиков Хоум Кредит Банка, в 2010 году 68% от всего количества заемщиков составляли граждане со средним или средним специальным образованием, то в 2016 году их стало 57%. А вот доля клиентов с высшим образованием за этот период, наоборот, выросла с 25% до 36%. «Предыдущее поколение POS – это приобретение продукта непосредственно в местах продаж. Нынешнее поколение, которое хочется назвать POS 2.0 – новое, когда все уходит в онлайн», - объяснил Юрий Андресов журналистам.
Новое поколение заемщиков пользуется POS-кредитами и рассрочкой как удобным сервисом
Как уже сообщалось, в июне текущего года Хоум Кредит Банк запустил онлайн-площадку по оформлению товаров в рассрочку. Согласно самому первичному анализу, 52% онлайн-покупателей, использующих новую платформу, - мужчины. Такую же долю составляют покупатели возраста 25-44 лет. Самое интересное, что 36% покупателей имеют достаточно дохода для покупки одежды и еды, а 60% могут позволить себе приобретение дорогих вещей. Иначе говоря, новое поколение заемщиков пользуется POS-кредитами и рассрочкой как удобным сервисом, а вовсе не потому, что им не хватает денег на ту или иную покупку.
О том, что возможности POS-кредитования через интернет увеличиваются, говорит и приводимая банком статистика от Data Insight, согласно которой количество онлайн-заказов в российских интернет магазинах в 2015 году увеличилось на 8%, в 2016 году – на 22%. Согласно опросу клиентов Хоум Кредит Банка, 37,5% из них совершают покупки в интернете, и это, как уточняют в банке, совпадает с исследованиями Левада-центра.
Клиентам нужно рассказывать о преимуществах шопинга и кредитования в интернете
Банк также поинтересовался у клиентов о препятствиях для покупок в онлайне. Главное – это привычка покупать нужные товары в обычном магазине, об этом сказали 33% опрошенных. Второе препятствие – когда человек вообще не пользуется интернетом (16%), на третьем – страх получить неподходящий товар при заочной покупке (9%). В «Хоум Кредите» считают, что прежде всего клиентам нужно рассказывать о преимуществах шопинга и кредитования в интернете.
В банке также отмечают расширение ассортимента товаров и услуг, приобретаемых с помощью POS-кредитования. Основными сегментами остаются «бытовая электроника» и «связь», но с этого года наблюдается рост спроса в категориях «мебель», «одежда» и «туризм». В сфере POS-кредитования сегодня доминируют рассрочки. Так, в портфеле Хоум Кредит Банка они составляют более 70%.