Как считает свежеиспеченный лауреат Нобелевской премии Ричард Талер, экономические субъекты – это живые люди, со своими стереотипами и привычками. И это необходимо учитывать. Кто-то полагает, что его исследования в области поведенческой экономики и теория «подталкивания» несут людям свободу выбора. Кто-то называет автором «пособий по манипуляции». Сам Талер сообщил что собирается потратить полученную премию «как можно более нерационально». Было ли сказанное очередной манипуляцией?
Нобелевскую премию по экономике присудили за изучение принятия решенийПремия присуждена с формулировкой «за вклад в изучение поведенческой экономики».
«У меня никогда не было реальной работы»
Вообще он интересовался психологией, однако начал изучать экономику
Ричард Талер родился в северной части Нью-Джерси в 1945 году. В семье было трое детей, все мальчики. Ричард был старшим. Его мать работала школьной учительницей, затем стала домохозяйкой. Отец работал в области управления рисками и надеялся, что старший сын пойдет по его стопам. Но сам Талер рано понял, что с его склонностью к независимому мышлению не стоит идти в отцовскую профессию. Вообще он интересовался психологией, однако начал изучать экономику.
В 1967 году Ричард стал бакалавром Западного резервного университета Кейза (Кливленд), в 1970 – магистром, а в 1974 году – доктором философии Рочестерского университета. Его диссертация называлась «Ценность спасения жизни: рыночная оценка». Уже тогда он начал попытки "повенчать" экономику с психологией.
«Я профессор, у меня никогда не было реальной работы, и мою карьеру можно назвать карьерой смутьяна, - говорил Талер в интервью. – Это то, что было со мной с самого детства, и мне достаточно повезло, чтобы зарабатывать на жизнь, занимаясь этим».
У жизни есть цена. 7 миллионов долларов
Рискованные рабочие места должны оплачиваться выше — иначе зачем туда устраиваться?
Первые «шальные идеи» как раз и проявились в написании диссертации. Талер решил рассчитать… стоимость человеческой жизни. Он предполагал, что его выводы помогут правительству рассчитать стоимость затрат на усовершенствование техники безопасности на дорогах. По мнению Талера, сами люди, получающие деньги за риск умереть на работе, ясно отвечают на этот вопрос каждый день. «Я задумал получить данные о показателях смертности в различных профессиях, - рассказывал будущий Нобелевский лауреат. - Опасные, такие как работа в шахтах, лесоповал и мойка окон небоскребов, нужно было сравнить со сравнительно безопасными, такими как работа на ферме, за прилавком или в прачечной. Рискованные рабочие места должны оплачиваться выше — иначе зачем туда устраиваться?» Используя данные о заработной плате и таблицу количественных показателей смертности на той или иной работе, он смог определить, сколько нужно доплачивать людям за то, чтобы они рисковали своей жизнью. По предварительным расчетам, текущая ценность американской жизни составляет 7 миллионов долларов.
Как Талер стал звездой Голливуда
Чтобы картина не превратилась в скучное пособие по экономике, пришлось искать нестандартные подходы
Критики предполагают, что за пределами своей профессии Талер, по всей видимости, больше всего стал известен своим появлением рядом с поп-звездой Селеной Гомес в голливудском фильме Адама Маккея «Игра на понижение». Картина вышла в 2015 году и была посвящена событиям финансового ипотечного кризиса 2007-2008 годов. Ученый там сыграл самого себя, он объяснял, как человеческие ошибки способствовали возникновению кризиса.
Необходимость донести до неподготовленного зрителя сложные экономические понятия, без которых нельзя разобраться в нюансах сюжета, была одной из главных проблем для создателей фильма. И для того, чтобы картина не превратилась в скучное пособие по экономике, пришлось искать нестандартные подходы. Специально приглашенные звезды кино, эстрады, телевидения, кулинарии и науки (от нее и был Талер) объясняли всё, что называется, «на пальцах». Финансовый пузырь назывался «пенной ванной», портфель ценных бумаг с разным рейтингом – «ухой второй свежести», ставки на CDO – «игрой в казино».
Талер обладает уникальной способностью говорить о непростых вещах простыми словами. В 2008 году в соавторстве с американским ученым Кассом Санстейном он написал бестселлер «Nudge» («Подталкивание») о том, как позитивно и мягко использовать стереотипы восприятия и поведения людей для пользы бизнеса и карьеры. Его перу принадлежит ряд других книг, рассчитанных на читателей без специального образования. В том числе знаменитая работа «Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать».
Своей кинокарьерой, по словам Талера, он разочарован и продолжать не намерен. Однако сам фильм нобелевский лауреат порекомендовал к просмотру нынешнему президенту США Дональду Трампу.
«Подталкивание» политиков
Многие полагают, что Ричард Талер первым из современных ученых попытался встроить поведенческую экономику в политические программы. К его идеям прислушивались бывший президент США Барак Обама и экс-премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Сам же Талер был советником у Обамы и при британском правительстве.
По мнению многих экономистов и политологов, меры, которые предлагали Талер и Санстейн в книге «Nudge», во многом совпадали с предложениями, содержащимися в пространных политических проектах Обамы – в частности, в проекте ObamaCare. Том самом, который так мечтает отменить Трамп.
Дэвиду Кэмерону книга «Nudge» попала в руки через его советника по технологиям Роана Сильвы, а затем даже вошла в список летнего чтения для депутатов парламента
Дэвиду Кэмерону книга «Nudge» попала в руки через его советника по технологиям Роана Сильвы, а затем даже вошла в список летнего чтения для депутатов парламента. В 2010 году Кэмерон в результате продвижения идей «подталкивания» создал отдельное подразделение правительства, сегодня ставшее независимым от кабинета министров. Наиболее мощным достижением подразделения стала работа по улучшению сбора налогов. Было протестировано несколько вариантов писем-напоминаний для забывчивых налогоплательщиков.
В одном письме «подталкиванием» стало упоминание о том, что большинство других неплательщиков уже заплатило налоги. В другом – что заплатило большинство граждан с таким же уровнем налогов. Комбинация этих двух текстов привела к тому, что в казну дополнительно пришло 210 миллионов фунтов.
«Самое лучшее качество Талера – лень»
Ученым, оказавшим на него наибольшее влияние, Ричард Талер называет лауреата Нобелевской премии по экономике за 2002 год, выдающегося израильско-американского психолога Даниела Канемана – одного из основоположников психологической экономической теории и поведенческих финансов. В своей книге «Новая поведенческая экономика» Талер вспоминает о своеобразной характеристике, которую внезапно дал ему Канеман во время телефонного интервью для «Нью-Йорк Таймс».
«Слушать, как твой друг рассказывает о тебе байки, – не самое интересное занятие, а слушать, как кто-то тебя хвалит, совсем неловко, - писал Талер. - Я взял что-то почитать и переключил внимание на текст, как вдруг услышал слова Дэнни: «Ну, самое лучшее качество Талера, которое действительно отличает его от других, это его лень».
И по сей день он утверждает, что это был комплимент
Несмотря на протестующие жесты Ричарда, Канеман продолжал говорить, превознося достоинства его лени. «И по сей день он утверждает, что это был комплимент, - вспоминает в своей книге Талер. - То, что я ленив, по его словам, означает, что я берусь работать только над теми вопросами, которые любопытны настолько, чтобы превозмочь нежелание работать. Только Дэнни мог вот так превратить мою лень в достоинство».
О своей книге Талер писал, что «она написана профессиональным лентяем» - и это, по его словам, означает, что он «включил в нее только по-настоящему интересные факты».
При подготовке материала использованы публикаций «Коммерсант», РБК, Insider.Pro, Associated Press, «Ведомости», «Пси-фактор».