Банкротство Пробизнесбанка, длящееся ровно два года, до поры до времени проходило в полной тишине. Ведь банк освободился от обязательств перед физиками, чем избавил себя от болезненного внимания считающих себя, как всегда в подобных случаях, обманутыми вкладчиков. Однако неожиданно к некогда головному банку группы «Лайф» банкира Сергея Леонтьева смогли привлечь всеобщее внимание кредиторы-юридические лица.
Одна из проблем в российской практике банкротства головных структур холдингов – засилье «дочек» в числе их кредиторов. Суды разбираться в запутанных родственных связях желанием не горят. В результате проигравшими оказываются добросовестные независимые кредиторы – их доли в конкурсной массе размываются, и на выходе они, как правило, получают примерно ничего.
В реестре требований кредиторов Пробизнесбанка, признанного банкротом в октябре 2015 года, обязательства перед четырьмя другими банками, входившими в группу «Лайф», составляли 58 млрд рублей при общем объеме требований 82,5 млрд на 1 сентября этого года.
Крупнейшим кредитором Пробизнесбанка оказался подконтрольный ему ранее костромской банк «Экспресс-Волга», входящий в топ-50 в России. Ему Пробизнесбанк задолжал около 33 млрд рублей. Как следует из опубликованных на днях материалов арбитражного суда Москвы, около 23 млрд рублей из этой суммы приходилось на задолженность по межбанковским кредитам, остальное – на задолженность по счетам ЛОРО.
На дату введения конкурсного производства информация о долге Пробизнесбанка перед «Экспресс-Волгой» полностью отсутствовала
Между тем, и на это обратили внимание независимые кредиторы, в обязательной отчетности, которую представляет в Центробанк временная администрация банка-банкрота в лице АСВ на дату введения конкурсного производства информация о долге Пробизнесбанка перед «Экспресс-Волгой» полностью отсутствовала.
Так, по состоянию на 27 октября 2015 года (это дата, когда Пробизнесбанк был признан судом несостоятельным) за ним числилась задолженность по всем привлеченным межбанковским кредитам в объеме всего 4,8 млрд рублей. Места долгу перед «Экспресс-Волгой» (напомним, почти 23 млрд рублей) в этой отчетности, как видим, не находится.
Такая же картина оказалась и с задолженностью по счетам ЛОРО. Из отчета временной администрации следует, что вся задолженность перед банками-респондентами по корреспондентским счетам ЛОРО составляла 2,8 млрд рублей. При этом в реестре Пробизнесбанка долг перед одной только «Экспресс-Волгой» по этой статье значился в размере 10 млрд рублей.
Обратить внимание суда на эту странность взялись кредиторы в лице нижегородского АО «Судостроительный завод «Волга», которому разорившийся банк задолжал 1,6 млрд рублей, и московское ОАО «Автокомбинат №36» с требованиями на 40,5 млн рублей.
Впрочем, «настоящих буйных», вопреки знаменитым словам Владимира Высоцкого, в данном случае оказалось немало
Впрочем, «настоящих буйных», вопреки знаменитым словам Владимира Высоцкого, в данном случае оказалось немало: на заседание, где рассматривалось требование судозавода и автокомбината исключить из реестра Пробизнесбанка обязательства перед «Экспресс-Волгой», пришли представители еще нескольких десятков кредиторов. Массовостью слушания напоминали аналогичные мероприятия «физиков», тех самых «обманутых» вкладчиков-превышенцев. А всего, по данным СМИ, вокруг требования исключить долги дочек из реестра объединились около 900 кредиторов.
«Экспресс-Волга» сопротивлялась в суде отчаянно. Сначала бывшая дочка Пробизнесбанка заявила о фальсификации экспертного отчета, который судозавод представил в обоснование своего требования, а затем потребовала отвода судьи Евгении Луговик. Ни то, ни другое результата не принесло: Луговик продолжила слушать дело и доказательств фальсификации не обнаружила.
Результатом многочасовых слушаний стало определение суда, которым требования «Экспресс-Волги» были исключены из реестра требований кредиторов Пробизнесбанка. Суд пришел к выводу, что наличие в реестре должника этих требований, многократно превышающих все обязательства Пробизнесбанка по межбанковским кредитам и счетам ЛОРО, является неправомерным и нарушает права и законные интересы иных кредиторов.
Кредиторы в значительной степени лишаются того, на что они могли бы рассчитывать при справедливом распределении конкурсной массы должника
«Кредиторы в значительной степени лишаются того, на что они могли бы рассчитывать при справедливом распределении конкурсной массы должника в условиях достоверных сведений о конкурсных кредиторах и размерах их требований», - указал суд.
Судья Луговик исключила 33 млрд рублей неподтвержденных документально обязательств Пробизнесбанка перед «Экспресс-Волгой». Та же участь постигла и других бывших участников банковского подразделения группы «Лайф». Суд удалил из реестра требования Газэнергобанка на сумму 14,5 млрд рублей, банка «Солидарность» (5,5 млрд рублей) и ВУЗ-банка (4,7 млрд рублей). Таким образом, реестр «похудел» сразу почти на 58 млрд рублей, или более чем на 70%.
Пикантность, а говоря юридическим языком - прецедентность этой ситуации придает то, что конкурсному управляющему Пробизнесбанка за два года банкротства удалось собрать неплохую конкурсную массу, что нечасто бывает при банкротстве банков. Согласно отчету АСВ, на 1 сентября этого года кредиторам третьей очереди уже было выплачено около 13 млрд рублей, а на счетах банка находится еще 3,6 млрд рублей. Для сравнения: кредиторы рухнувшего еще в 2010 году Межпромбанка получили за все это время менее 2 млрд рублей.
Это будет, возможно, рекордный процент удовлетворения требований при крахе банка
Если независимым кредиторам удастся добиться возвращения в конкурсную массу Пробизнесбанка денег, которые ранее уже получили четыре экс-участника группы «Лайф» (более 70% от всех выплат!), и заново распределить их между собой, это будет, возможно, рекордный процент удовлетворения требований при крахе банка. Тем более столь крупного.
Кредиторам есть за что бороться. Правда, и представители четырех банков-лишенцев уже заявили о намерении обжаловать выводы арбитража Москвы. Для этого у них есть как минимум три попытки в вышестоящих инстанциях.
Банк России отозвал лицензию у Пробизнесбанка в августе 2015 года. В отношении остальных банков группы «Лайф» было принято решение о санации. Регулятор провел конкурс на приобретение части имущества и обязательств Пробизнесбанка, который выиграл Бинбанк. В соответствии с утвержденным планом участия Бинбанку были переданы обязательства более чем перед 330 тыс. вкладчиков на общую сумму около 25 млрд рублей, а также активы в виде кредитов на сопоставимую сумму.
Пробизнесбанк до отзыва лицензии занимал 65-е место по объему вкладов населения (более 27 млрд рублей) и 56-ю строчку в рэнкинге по объему активов - более 139 млрд руб. На сайте банка в тот период его основными собственниками были указаны компания «Аливикт» председателя правления банка Александра Железняка и президента группы «Лайф» Сергея Леонтьева с долей 52,95%, а также шведский инвестиционный фонд East Capital с долей 19,93%.