Чем дальше, тем более явно банки перестают быть чисто финансовыми организациями, «превращаясь» в ИТ-компании, заходя на «чужие поляны»: мобильных операторов, маркетплейсов, агрегаторов различных сервисов и т.д. Все эти явления мы наблюдаем уже сегодня. Поэтому по-прежнему одним из главных требований к развитию банковских ИТ остается обеспечение гибкости, масштабируемости решений и высокой скорости их разработки. Отсюда растущий интерес к таким областям ИТ, как микросервисная архитектура, devops и другим.
Сегодня в прошлое уходит не просто «ручной труд», а разрозненность функционирования отдельных систем, которые его автоматизировали. Банковские ИТ становятся частью «сквозных технологий», которые продолжают непрерывно развиваться: интеграция «выходит» за пределы отдельных предприятий, а финансовые услуги должны органично встраиваться в новые экосистемы. Отсюда возникают новые требования к открытости и доступности программных интерфейсов (API) к банковским сервисам, и, как следствие, совершенно новые требования к безопасности.
Уже сегодня искусственный интеллект в банкинге - это предсказание сбоев работы оборудования, частичное замещение операторов при взаимодействии с клиентом, составление отчетности
Говоря о будущем автоматизации, нельзя не упомянуть искусственный интеллект(ИИ). Уже сегодня искусственный интеллект в банкинге - это предсказание сбоев работы оборудования, частичное замещение операторов при взаимодействии с клиентом, составление отчетности. Конечно, это не исчерпывающий список, как и во всякой высокоинтеллектуальной деятельности, область применения ИИ в банкинге будет только расширяться: новые каналы взаимодействия с клиентом, аналитика, антифрод, комплаенс и т.д.
Банковские услуги не удовлетворяют напрямую человеческие потребности, они лишь служат инструментом для обмена, потребления или перераспределения различных благ. Поэтому по мере развития финансовые сервисы будут становиться все более «незаметными», «встроенными» в «реальные» продукты и услуги. Между клиентом-человеком и банком в будущем не будет прямых отношений. За счет применения искусственного интеллекта появится возможность сделать массовыми сервисы, которые сегодня доступны только ВИП-клиентам.
Может ли искусственный интеллект быть субъектом финансовых отношений?
Будущий банкинг - это «встроенные» сервисы + искусственный интеллект в качестве персонального финансового менеджера. Такая картинка будущего порождает новые вопросы. Например, может ли искусственный интеллект быть субъектом финансовых отношений? Должна ли «программа» иметь возможность самостоятельно оплатить, например, подписку на газету (которая нужна программе для самообучения), а беспилотный автомобиль - заплатить за топливо на заправке? Может оказаться, что лет через 5-10 эти вопросы уже не будут вызывать улыбку.