Каждый месяц проходят несколько десятков ICO (Initial coin offering, первичное размещение токенов). На этом пытаются заработать честные стартаперы, жаждущие денег инвесторы и… нечистые на руку граждане. По некоторым оценкам, мошенническими являются больше 90% ICO. На что обращать внимание при выборе проекта для инвестирования, чтобы не стать жертвой жуликов?
Существуют несколько критериев, позволяющих перед покупкой токенов составить более-менее полное представление о проекте, под который организаторы просят денег. Эти критерии – продукт, команда и эдвайзоры. Все эти сведения есть в документе под названием white paper, без которого проекты на ICO не выходят.
Идея и продукт
Эксперты расходятся во мнении относительно того, что имеет первостепенное значение – сам продукт или стоящая за ним команда. Однако очевидно, что надо внимательно изучить как самих людей, так и их идеи.
При оценке продукта важно смотреть, реализуем ли он технически и будет ли на него спрос
При оценке продукта важно смотреть, реализуем ли он технически и будет ли на него спрос. Для понимания этого в white paper обрисовывается проблема или задача, которую планируется решать с помощью предлагаемого продукта или услуги.
Хайп вокруг блокчейна заманчив сам по себе. Поэтому неудивительно, что многие пытаются на нем «прокатиться». Есть немалое число проектов, авторы которых используют блокчейн без реальной потребности в этой технологии с одной лишь целью – привлечь инвестиции. Попадаются и просто стартаперы с иллюзиями: им кажется, будто блокчейн сам по себе поможет создать некий продукт или услугу, генерирующую деньги. «Многие внедряют блокчейн туда, где он совершенно не нужен и не дает действительных конкурентных преимуществ. Конечно же, этот подход не работает», – поясняет ведущий разработчик BitClave Антон Буков.
Очень важно, чтобы в white paper было четко указано, почему в проекте будет использоваться именно блокчейн
Очень важно, чтобы в white paper было четко указано, почему в проекте будет использоваться именно блокчейн. «В первую очередь важна адекватность решения поставленной задачи, обоснование необходимости использования блокчейна и интеграции предлагаемой технологии, – указывает управляющий партнер платформы Tokenbox.io и The Token Fund Владимир Смеркис. – Второе неотъемлемое качество выходящего на ICO проекта – должная проработка продукта».
О необходимости поработать над продуктом до выхода на ICO говорит и основатель проекта Blockchain.ru Дмитрий Мацук. «Огромным бонусом является наличие рабочего прототипа/mvp к началу ICO», – отмечает он.
Кроме того, основатели проекта должны убедительно объяснить, на что именно пойдут собранные на ICO средства, между кем и в каком соотношении они будут распределены.
Команда
При выборе проекта для инвестирования важно понять, что за люди стоят за предстоящим ICO
При выборе проекта для инвестирования важно понять, что за люди стоят за предстоящим ICO. «Изучайте в LinkedIn создателей, их соцсети, смотрите за предыдущим опытом и реализованными проектами. Также важны партнеры проекта и эдвайзоры», – советует Дмитрий Мацук из Blockchain.ru.
По мнению основателя Ethereum Виталика Бутерина, команда вообще важнее заложенной в проект идеи. «Инвестиции надо делать под команду, а не под идею», – считает он.
Виталик Бутерин: «Если вы жулики, пожалуйста, не делайте ICO»Виталик Бутерин, интерес которого к блокчейну начался с написания текстов для чужого блога, нынче – суперзвезда. К его мнению не просто прислушиваются, а внимают как истине. Еще бы, ведь капитализация созданного им Ethereum достигла 36 млрд долларов.
Говоря о команде, справедливости ради стоит отметить, что не все успешные мошенники изначально имели жульнические намерения. Просто организаторы распродаж токенов сочли, что достаточно написать white paper, на основании которого можно начинать собирать деньги. А на что их потратить, планировали решить потом. В итоге проект, токены которого были проданы, не то что не взлетел – он просто не родился.
Консультанты и инвесторы
Определенным гарантом профессионализма команды и жизнеспособности будущего продукта или услуги выступают известные на рынке консультанты. Также хорошим ориентиром служит участие в ICO крупных инвесторов.
Случается, что ошибаются даже именитые инвесторы и консультанты
Впрочем, случается, что ошибаются даже именитые инвесторы и консультанты. «Например, одним из инвесторов и сторонников проекта Tezos, собравшего 232 миллиона долларов, был известный венчурный предприниматель Тим Дрейпер, однако это не уберегло стартап от внутренних проблем и коллективного иска со стороны инвесторов», – напоминает недавнюю скандальную историю представитель Waves Platform в России Глеб Костарев.
Больше ICO, хороших и разных
Впрочем, каким бы высоким ни был процент мошенников, интерес к ICO в ближайшее время не угаснет. «Пока проекты будут продолжать привлекать на ICO значительные суммы, измеряемые сотнями тысяч и миллионами долларов, их количество вряд ли будет снижаться. Однако в ближайшее время появится целая система фильтров, а в перспективе проведение ICO значительно усложнится. При этом однозначно стоит доверять профессиональному сообществу, которое будет всесторонне аудировать проекты перед тем, как представить их на суд публике», – уверен управляющий партнер платформы Tokenbox.io и The Token Fund Владимир Смеркис.
По его оценке, все большее распространение получают ассоциации и консорциумы профессиональных инвесторов, коллективно решающие, в какие проекты стоит поверить и вложиться. Более того, Due Diligence проектов начали проводить специальные инвестиционные площадки. Все это способствует оздоровлению рынка ICO.
Пока же ICO – это прежде всего огромный риск. Поэтому каким бы крутым ни выглядел продукт и какими именитыми ни казались инвесторы и консультанты, важно помнить: при проведении ICO действуют те же правила, что и на венчурном рынке. И в лучшем случае взлетает лишь один стартап из ста.