Аннулировать запись о том, что клиент совершает подозрительные операции, в базе так называемых отказников Росфинмониторинга сегодня может лишь тот банк, который его туда и внес. Если у банка отозвали лицензию, а вы – в его черном списке, требуйте удаления данной записи от временной администрации и конкурсного управляющего.
Только тот банк, который внес клиента в черный список, сегодня может удалить его из этого списка. Об этом сообщила на встрече банкиров с Центробанком и другими финансовыми ведомствами начальник отдела Росфинмониторинга Ольга Шоломицкая. Банкиры из зала ей неоднократно задавали вопрос, что же делать, если у банка, который внес клиента в черный список, отозвана лицензия? Ведь после принятия решения об отзыве лицензии банк уже не может никуда направить никакую информацию: полномочия органов его управления прекращаются с момента отзыва лицензии. Куда податься клиенту, который с такой «меткой» пытается открыть счет в другом банке? Жаловаться во временную администрацию, чтобы она внесла необходимые изменения? Обращаться с иском в суд? Но в таком случае – к кому подавать иск?
Ольга Шоломицкая сказала, что понимает озабоченность банкиров и бизнеса, но правильного ответа на этот вопрос нет: это пробел как в законодательстве, так и в сложившейся практике регулирования финансового сектора. «Я ваш запрос услышала. Будем работать над исправлением ситуации», – констатировала Шоломицкая.
Факт отзыва лицензии у банка для клиента из черного списка ничего не меняет: жаловаться на решение нужно именно в тот банк. Ведь функции единоличного исполнительного органа переходят к временной администрации, а затем – к конкурсному управляющему, которым в подавляющем большинстве случаев является АСВ, говорит юрист московского офиса международной юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов.
Именно временная администрация является уполномоченным органом, а потому должна принимать и рассматривать обращения и претензии клиентов
И временная администрация, и АСВ могут в качестве исполнительного органа обратиться в Росфинмониторинг с соответствующим письмом об исключении клиента из черного списка, отмечает Константинов. С такой оценкой соглашается партнер адвокатского бюро «Андрей Городисский и партнеры» Кристина Тимошенко. Она говорит, что после отзыва лицензии функции исполнительных органов банка передаются временной администрации. В связи с этим именно временная администрация является уполномоченным органом, а потому должна принимать и рассматривать обращения и претензии клиентов. В этой ситуации представляется, что обращаться с требованием о проведении проверки необоснованного отказа в обслуживании и включения в черный список нужно уже к временной администрации либо к конкурсному управляющему – в зависимости от стадии ликвидации и банкротства банка. Помимо этого, целесообразно направлять соответствующие обращения непосредственно в Росфинмониторинг и ЦБ РФ.
С судебной защитой клиента, который считает, что банк внес его в черный список неправомерно, а теперь удалять его из списка некому, вопрос более сложный, так как напрямую он не урегулирован
С судебной защитой клиента, который считает, что банк внес его в черный список неправомерно, а теперь удалять его из списка некому, вопрос более сложный, так как напрямую он не урегулирован, отмечает Дмитрий Константинов. «На мой взгляд, обратиться в Росфинмониторинг гражданин все равно может. Ведь наличие его фамилии в черных списках однозначно затрагивает его права. А вот формальный отказ ведомства можно обжаловать в суде. Но примет ли эту позицию судебная практика, покажет время», – отмечает юрист.
Можно попробовать обратиться в суд за защитой своих прав – это будет одна из возможных мер оспаривания необоснованного отказа в проведении банковских операций, полагает Тимошенко. Но этот шаг, по причине отсутствия законодательного регулирования самой возможности исключения из черного списка на основании информации о необоснованном отказе, может оказаться неэффективным. Кроме того, надо понимать, что суд, рассмотрев доводы сторон, может признать подозрения банка обоснованными и отказать в удовлетворении иска. В связи с чем удаление записи о таком отказе из информационной системы может стать невозможным, добавляет адвокат.
Практика показывает: если отказ в совершении операции был связан с непредставлением клиентом обоснованно запрошенных банком дополнительных документов, в удовлетворении требований клиента о признании такого отказа незаконным судом, скорее всего, будет отказано, напоминает Тимошенко.
Наличие клиента в черном списке Росфинмониторинга не является для банка запретом в приеме такого клиента на обслуживание. Метка внесения в данный список говорит о том, что к данному клиенту нужно относиться внимательно, тщательно отслеживая его операции
В то же время позиция ЦБ РФ, очевидно, состоит в том, что наличие неустраненной записи об отказе не должно препятствовать осуществлению клиентом законных и не являющихся подозрительными операций в других банках, поясняет Кристина Тимошенко. Об этом же на встрече сотрудников ЦБ с банкирами говорил и директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Юрий Полупанов. Он отмечал, что наличие клиента в черном списке Росфинмониторинга не является для банка запретом в приеме такого клиента на обслуживание. Метка внесения в данный список говорит о том, что к данному клиенту нужно относиться внимательно, тщательно отслеживая его операции.
Отказы других банков в открытии счета, принятые из-за наличия записи об отказе без должной проверки, можно будет оспорить в суде. Но опять же: если спор дойдет до суда, необходимо будет представить доказательства, что новые операции не имеют признаков подозрительных, предупреждает Тимошенко. Очевидно, что при таком подходе «обеление» имени клиента с неустраненной записью может потребовать значительных усилий.
Правда, говорит Кристина Тимошенко, есть надежда, что ситуацию сможет исправить внесение поправок в 115-й закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Изменения направлены на установление порядка «реабилитации» клиентов, необоснованно включенных в черный список. Такие поправки сейчас разрабатываются.