Среди лидеров в развитии современных платежных систем значатся отнюдь не самые развитые страны. Почему они обгоняют более развитые и каково место в этом процессе России?
Где искать безналичное будущее
Эволюция платежных cистем неразрывно связана с развитием общества. Меньше века спустя после выпуска первой банковской карты мы отчетливо видим очертания всеобщего безналичного финансового будущего. Однако искать его предпосылки стоит уже не только в недрах развитых рынков Европы, Великобритании и США, но также на просторах стремительно развивающихся рынков стран БРИКС и других молодых экономик, где внедрение новых платежных инструментов происходит более быстрыми темпами.
В отличие от рыночных инноваций развивающихся стран, толчком к развитию новой инфраструктуры платежных систем в Европе и США становится ригидность и несопоставимость стандартов различных рынков или гигантов, но и это претерпевает изменения под давлением регуляторов. Вторая платежная директива и последовавшая за ней инициатива открытого банкинга в Великобритании (open banking) стимулирует формирование стандартов по доступу к банковским счетам и осуществлению операций по ним, что также заставляет платежные системы активнее продвигать новые решения — агрегации информации, безопасного хранения персональных данных и их повсеместного использования в офлайне и онлайне.
Мобильные деньги по-суахильски
Ежедневно через M-Pesa в одной только Кении совершается больше денежных переводов, чем через Western Union во всем мире
Например, сегодня в Кении мобильным банкингом пользуется больше половины жителей — в том числе те, кто не имел доступа к полноценному образованию и чей доход крайне невелик. В недавнем прошлом эта африканская страна запустила одну из самых инновационных денежных систем в мире — сервис M-Pesa («м» значит «мобильный», pesa на языке суахили означает «деньги»). Этот сервис работает на мобильных телефонах и на смартфонах на базе Android, позволяя своим пользователям посылать деньги другим абонентам так же легко, как они посылают СМС. В результате ежедневно через M-Pesa в одной только Кении совершается больше денежных переводов, чем через Western Union во всем мире. Таким образом, пока в некоторых развитых странах о массовом мобильном банкинге только мечтают, в Кении он уже стал повседневной реальностью.
Под стать Африке и Латинская Америка. В Бразилии выдано более 700 млн банковских карт, больше трех на человека. Кредитные карты использует более 77% населения. Число точек приема банковских карт приближается к 5 млн. С современными технологиями приема платежей на смартфонах и планшетах в Бразилии скоро совсем не останется мест, где нельзя будет оплатить товары или услуги безналично.
Диджитальный банк по-индийски
Не отстает и Индия. В конце ХХ века индийское правительство приняло ряд дополнительных мер для реформы большого числа финансовых продуктов и объектов в банковском секторе. Это время совпало с увеличением числа иностранных банков в стране, введением в обиход кредитных карт, появлением банкоматов для автоматизированной выдачи и приема наличных денег, а также с введением обслуживания по телефону (phone banking) — для районов, не охваченных пока в достаточной степени интернет-провайдерами. Этой услугой пользуется треть населения, что сделало Индию третьей в мире по частоте использования телефонного и интернет-банкинга (internet banking).
Одним из признаков готовности Резервного банка Индии к внедрению финансовых инноваций стало проведение демонетизации по всей стране, в результате которой из обращения было изъято более 86% всех бумажных купюр. Эффект оказался незамедлительным — в стране был зафиксирован рекордный спрос на цифровые платежи. Кроме того, государственный банк Индии (SBI) в течение ближайших 3—6 месяцев, вероятно, станет первым банком в стране, создавшим полностью цифровой банк — SBI Digi Bank, не имеющий филиальной сети.
Индийский рынок интересен и потому, что на нем появляются новые формы обеспечения дистанционного обслуживания и платежей для широких масс населения через инфраструктуру идентификации Aadhaar. Появление ряда платежных банков и финтех-стартапов, предоставляющих возможности оплаты со счетов через мобильные интерфейсы, — возможность для финансового включения населения Индии, обеспеченная новой инфраструктурой переводов (RPI).
Платежная система Unified Payments Interface (UPI), работающая в реальном времени, запущенная индийским NPCI, вызвала взрывной рост количества переводов, в том числе за счет открытых API. На базе этого решения Google запустил сервис переводов Tez. Facebook также сообщил о работе над сервисом переводов в WhatsApp на платформе UPI.
Рынок Юго-Восточной Азии в целом не перестает поражать своей динамикой — Малайзия и Индонезия активно развивают технологии mobile QR, регион становится территорией противостояния стандартов, создаваемых гигантами электронной коммерции Китая, опираясь на порядка 450 млн человек «мобилизованного населения».
«Цифровая» революция по-русски
В России первые шаги по внедрению цифровых платежей, в частности системы пластиковых карт, были сделаны в позднем СССР, в эпоху перестройки — в марте 1988 года. Тогда в Лондоне было подписано соглашение между советским бюро путешествий ВАО «Интурист» и Visa International для стран Европы, Среднего Востока и Африки. В соответствии с документом «Интурист» стал членом этой международной организации, обладающим основными правами, а граждане СССР формально получили возможность пользоваться банковскими картами, хотя банкоматов и платежных терминалов тогда в стране никто и в глаза не видел.
Число карт, находящихся на руках у российских граждан, превышает 200 млн. Картами пользуется 93% россиян
Сегодня, по данным Центробанка, число карт, находящихся на руках у российских граждан, превышает 200 млн. Картами пользуется 93% россиян. При этом Россия неоднократно вносила свой вклад в развитие новых технологий. Благодаря ей и Турции появились СМС-оповещение от банков за безналичные операции, виртуальные предоплаченные карты, персональные переводы. Россия является лидером в мире по использованию технологии переводов с карты на карту Visa Direct.
Цифровизация набирает темпы, и все же даже в самых крупных российских городах есть потенциал для развития электронных платежей. Темпы их внедрения сильно зависят от того, как скоро рынок поймет преимущества использования таких платежей. Согласно данным нашего исследования «Безналичные города», выгода от повсеместного использования электронных платежей только в Москве и Санкт-Петербурге может составить около 580 млрд рублей в год. Развитие платежных систем и технологий зависит от активного участия в этом процессе самых разных представителей рынка. Причем, как показывает история, именно игроки с развивающихся рынков могут предложить по-настоящему революционные решения. Чтобы поддержать развитие таких идей, в этом году Visa запустила в России и СНГ конкурс Visa's Everywhere Initiative.
Появление новых сервисов может придать серьезный импульс развитию цифровой экономики России. Цифровизация экономики, как подтверждает мировой опыт, способствует ускорению темпов роста ВВП, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни. Кроме того, она делает жизнь комфортнее и высвобождает время потребителей.