«Информационное агентство»

    Жизнь напрокат: новая революция в экономике - «Финансы»


    Жизнь напрокат: новая революция в экономике - «Финансы»





    К 2035 году объем транcакций по главным направлениям sharing economy — финансовым, жилищным, транспортным — составит 570 млрд евро, прогнозирует PricewaterhouseCoopers. Рождается новая экономика.


    Нынешний показатель — 28 млрд евро, а это значит, что перед экономикой совместного пользования открыто много возможностей и много ниш до сих пор не заполнено.


    В shering'у становись!


    Когда упоминают шеринговую экономику (от sharing — «совместно использующая»), в первую очередь вспоминают о двух ее главных китах: сервисе краткосрочного съема жилья Airbnb и квазитакси Uber. Истории их взлета действительно поражают, но сегодня шеринг дает куда больше возможностей.


    Широкий отклик идея шеринга получила в сегменте лакшери. Существует австралийский проект по обмену яхтами — SmartBoating, или, например, частными самолетами — JetSmarter. Последний организован американцем российского происхождения Сергеем Петроссовым, который обратил внимание на то, что 40% рейсов частные самолеты совершают пустыми.


    На противоположной стороне потребления — китайский стартап Sharing E Umbrella, позволяющий взять зонты в поминутную аренду. За рубежом есть сервисы, где можно одолжить соседу дрель, арендовать туристическое снаряжение, сезонные вещи и пр. Тут можно привести в пример площадки Rentoid, SnapGoods.


    «Наиболее интересной нишей сейчас является каршеринг — причем в России темпы развития этого рынка более интенсивные, чем в целом в мире, — говорит руководитель отдела маркетинга компании Rightech Александр Коломиец. — Так получается из-за того, что решения для каршеринговых компаний в России создаются сразу с учетом ошибок западных конкурентов». В Москве за последние три года открылось около десяти компаний поминутной аренды автомобиля, общий парк которых в середине 2017 года насчитывал до 15 тыс. машин.


    Помимо каршеринга, весьма активно развиваются другие виды транспортного шеринга: велошеринг, самокатошеринг и байкшеринг. Так, этой весной в Москве сразу две компании предложили самокатошеринг. В мире уже есть примеры шеринга коммерческого транспорта — водного, железнодорожных вагонов, строительной техники.


    Существует даже фудшеринг — перераспределение продуктовых ресурсов. «Например, вы закупили какого-то ингредиента с избытком. Скорее всего, чуть позже вы бы его выбросили, но представители фудшеринговых организаций могут сами бесплатно вывезти и отвезти эти продукты в какие-нибудь благотворительные организации или скромные точки питания, которые таким образом получат товар по небольшой цене», — рассказывает Александр Коломиец. 


    Или, например, шеринг офисных площадей: российский предприниматель Игорь Рыбаков вложил 1,2 млрд долларов в проект SOK, который предлагает офисные пространства, коворкинги разной площади — от рабочего места до полноценных офисов, с гибкими условиями, которые могут быть интересны для краткосрочной аренды.


    Пользоваться не приобретая


    Экономика совместного пользования будет набирать обороты в ближайшем будущем, изменяя наш образ жизни. «С каждым годом все больше людей по всему миру готовы пользоваться товарами и услугами, не приобретая их навсегда, а отдавая деньги только за возможность использовать их в необходимый момент», — говорит операционный директор онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг  YouDo.com Евгения Кузьмина. Постепенно меняется и менталитет: владение машиной или загородным домом больше не является обязательным атрибутом успешности — при необходимости все это можно взять в аренду.


    О том, как легко идеи шеринга входят в нашу жизнь, рассказывает президент Mikro Kapital Group, владеющей каршерингом «Делимобиль», Винченцо Трани. «Сегодня мы называем «Делимобиль» федеральным оператором, так как работаем уже в восьми городах России, — говорит Трани. — При этом уже через несколько месяцев после запуска, к примеру в Новосибирске, Уфе и Екатеринбурге, нам пришлось вдвое увеличить автопарк этих городов: пользователям необходимо было больше машин».


    Зачастую каршеринг удобнее, чем личный или общественный транспорт. В США, например, каршерингу (и роадшерингу) способствует наличие полос для движения автомобилей с двумя и более людьми внутри, приводит пример директор маркетингового агентства GiPA в России Александр Груздев. Эти полосы обычно менее загружены. «Поэтому в США существуют сайты, радиостанции, мобильные приложения, которые позволяют найти попутчиков для того, чтобы можно было использовать такие полосы», — поясняет Груздев.


    Большие перспективы у рынка совместных поездок — роадшеринга. «К примеру, в Берлине 9% водителей уже совершали такие совместные поездки в обычный рабочий день, а еще 10% собираются попробовать в будущем, — приводит пример Груздев. — Для Москвы — такие цифры: 3% пробовали и 14% хотели бы попробовать совместные поездки в будущем. Самыми высокими процентами желающих отличается Рим, где такое желание высказывает каждый четвертый водитель. Основной мотив водителей — разделить стоимость поездки. А для длительных поездок, к примеру чтобы добраться до моря во время каникул, совместные поездки использовали уже 11% водителей Милана, 8% водителей Парижа, а в Риме желающих разделить стоимость длительной автомобильной поездки достигает рекордных 47%. В Москве этот показатель составляет почти 25%».


    Рецепт от безработицы


    Эта новая экономическая реальность создает и новые возможности для нас как работников. Согласно исследованию McKinsey & Company, благодаря различным платформам, предлагающим товары и услуги по обмену, в будущем 540 млн человек смогут начать зарабатывать удаленно через онлайн-платформы; около 230 млн человек сократят время на поиск нового места работы; еще 200 млн человек смогут использовать интернет-платформы в качестве дополнительного заработка; более 60 млн человек смогут найти работу, максимально соответствующую их квалификации, и около 50 млн человек смогут перейти из неформальной занятости в формальную посредством онлайн-платформ. Неплохой рецепт от безработицы, не правда ли?


    Автопром уходит в каршеринг


    Новый вид экономики становится вызовом не только для потребителей, но и для производителей. «Еще недавно казавшиеся непривычно новыми on demand-услуги («услуги по требованию». — Прим. Банки.ру) за последние несколько лет внесли серьезные изменения в поведение потребителей, — говорит Винченцо Трани. — Сегодня пользователь не готов ждать, он хочет получить товар или услугу здесь и сейчас, а компании, не отвечающие этим требованиям, лишаются части аудитории или вынуждены переходить на такую модель».


    Шеринговая экономика меняет и смежные отрасли. Тот же каршеринг сильно повлиял на сегмент такси. Например, знаменитый Uber нельзя в полной мере назвать каршерингом или райдшерингом, ведь вас никто не подвозит по пути, как это делается, например, у BlaBlaCar. «Говоря совсем по-честному, тема райдшеринга была нужна основателю Uber Трэвису Каланику, чтобы обойти крайне жесткое и косное в большинстве стран законодательство о такси», — отмечает директор по корпоративным отношениям группы «Везёт» Александр Костиков.


    Тем не менее даже такой вариант серьезно изменил рынок таксомоторных перевозок. «Идеология sharing economy была поддержана переменами, происходящими в городе, — продолжает Костиков. — С одной стороны — «кнут» в виде выделенных полос, платных парковок и вездесущих камер, с другой — «пряник» в виде улучшающегося городского транспорта и дешевого такси. Сегодня такси вызывается 20-секундным звонком по телефону или через приложение, приезжает за пять минут, стоимость, как правило, известна заранее и фиксирована, а по ценам на такси Россия — одна из наиболее доступных стран в мире».


    Институт транспортных исследований Калифорнийского университета в конце 2017 года опубликовал доклад, согласно которому по мере распространения каршеринга 12% опрошенных американцев уже отказались или готовы в ближайшее время отказаться от собственного автомобиля. В семьях, использующих каршеринг, уже отмечается сокращение числа находящихся в собственности машин — в среднем с 0,55 автомобиля на одно домохозяйство до 0,29 автомобиля.


    Но автопроизводители не сдаются. «Например, компания Volvo уже начала выпускать автомобили с предустановленными смарт-системами для шеринга, — говорит Александр Коломиец. — Они могут легко интегрироваться с различным программным обеспечением и connected car-платформами. Daimler выпускает целую линейку авто для шеринга для дочерней компании Car2go — крупнейшего каршеринга в мире. А пилотный проект по каршерингу в Сочи запускается напрямую дилером Audi».


    Коливинг. Не путать с коммуналкой


    Как будет развиваться шеринговая экономика в будущем? Трендов несколько, некоторые из них могут быть весьма любопытны.


    «Сейчас интересно идти на рынок B2B и развиваться там в рамках предоставления бытовых услуг самозанятыми и микрокомпаниями большому бизнесу, — рассказывает Евгения Кузьмина из YouDo. — Это большая и интересная ниша со своими сложностями и потенциалом».


    «Наша компания сейчас активно развивает продукт в различных нишах транспортного шеринга, — говорит руководитель отдела маркетинга компании Rightech Александр Коломиец. — Уже сейчас возникают заказы на корпоративный шеринг — то есть доутилизацию корпоративного автопарка, или таксишеринг — форму каршеринга, благодаря которой простаивающие автомобили таксопарков передаются пользователям каршеринга. Весьма интересен шеринг строительной и тяжелой техники, в котором строительные компании используют для выполнения конкретных строительных работ простаивающую технику своих конкурентов — и это оказывается выгодно обеим компаниям. Также изучаются модели шеринга водного транспорта или железнодорожных вагонов».


    Интересен германский проект Conjoule — маркетплейс для владельцев солнечных батарей и ветряков, позволяющий продавать излишки электроэнергии.


    Компания Rightech уже запустила пилотный проект по корпоративному каршерингу с одной из IT-компаний России. «Допустим, топ-менеджеру компании предоставляется корпоративный автомобиль, — поясняет Коломиец. — Большую часть времени этот менеджер проводит в командировках, и машина простаивает. В то же время для корпоративных нужд компании часто приходится тратиться на такси. Более рациональным в таком случае будет запустить «корпоративный каршеринг». Тогда машина будет работать не один-два, а шесть — восемь часов в день, следовательно, будет меньше сторонних трат».


    О шеринге узконаправленного специализированного оборудования для производства как о перспективном направлении говорит и независимый финансовый советник Анастасия Тарасова: «Особенно это подойдет для компаний с небольшими оборотами как альтернатива лизингу». Другое интересное направление, по ее мнению, — это арендный бизнес, но не кворкинги, а именно небольшие офисы для компаний.


    Впрочем, недвижимостью можно совместно пользоваться не только для работы, но и для проживания — это называется коливинги. Именно в этом видит тренд основатель «Группы «Мета» Владимир Мартыненков. «На Западе уже начали строить специальные здания, предназначенные именно для формата коливингов, — рассказывает Мартыненков. — Коливинг — это такой дом (а чаще — один этаж), где есть общее пространство (кухня, гостиная, прачечная, коворкинг) и изолированные помещения небольшой площади для проживания. Такое место — не только выгодный и удобный формат, но сегодня это еще и дополнительный способ социализации. Коливинг вызывает ассоциации с моделью коммунальной квартиры, но это качественно другие уровень икачество жизни. В России, я думаю, в течение трех лет рынок придет к наполнению таким форматом».


    Налоги не платят, зонтики крадут


    Однако у экономики совместного пользования есть несколько слабых мест — как заложенных в ее природе, так и определенных законодательно, — которые являются барьерами для ее бурного роста.


    Налоги — большая и серьезная тема для шеринговой экономики. «Для региональных органов власти шеринговая экономика несет ряд ожидаемых сложностей: кто в данном случае будет налогоплательщиком? То, что ранее представлялось сферой бизнеса и несло налоговое бремя, теперь стало сферой совместного потребления, — поясняет исполнительный директор компании «Научные разработки» Татьяна Красникова. — Как регулировать и организовывать налогообложение сообщества соседей, которые приобретают, например, мясо у фермера в складчину? А если они так приобретают все фермерские продукты, от картошки до молока? Местный бюджет в итоге не получает часть налогов, которые заплатила бы торговая точка, если бы данные жители все свои закупки производили в ней».


    Опасения вызывает не только риск резкого снижения поступления налогов, но и сложность контроля соблюдения производителями технических регламентов, ГОСТов, требований безопасности и т. п. «Например, если фермер поставляет выращенных им кур напрямую группе потребителей, которые объединились где-то в Сети, то сложнее проконтролировать соблюдение фермером ветеринарных и санитарных норм», — говорит Красникова.


    Одновременно шеринговая экономика несет в себе неожиданную «надежду на рывок» для удаленных, труднодоступных территорий. Правда, как уточняет Красникова, риски местные органы власти оценивают как существенные, а удастся ли реализовать возможности — они не уверены.


    Регулирующие органы пока вообще не очень понимают, что делать, например, с каршерингом. «Кто является ответственным за различного рода экстремальные ситуации? — задается вопросом Александр Коломиец. — Как наказывать недобросовестных пользователей? Как компаниям шеринга взаимодействовать с силовыми структурами в случае фиксации противоправных действий клиентов? Все эти важные вопросы пока оставлены на откуп самих компаний, хотя очевидно, что необходимо на законодательном уровне закрепить единые стандарты и ответственность».


    Есть и проблемы, выходящие за рамки регулирования и налогов. Главная из них — безопасность в самом широком смысле. «Цепочка «автомобиль — компания — клиент — софт — спецоборудование» дает огромный простор для действий хакерам, которые охотятся за персональными данными пользователей, аккаунтами и деньгами клиентов, — говорит Коломиец. — Причем речь идет не только о безопасности денег и данных: подобные атаки могут приводить к отказам в работе оборудования — в случае с каршерингом это опасно для здоровья и даже для жизни клиентов».


    Причем безопасность уязвима не только для клиента, но и для объекта шеринга. «Как говорили в Советском Союзе, все вокруг общее, все вокруг ничье, — напоминает Александр Груздев. — То есть отношение к товару у потребителя совершенно другое. Его не беспокоит техническое состояние автомобиля или какой бензин в него залить, где и как припарковать — под крышей, с которой может сойти снег, или на противоположной стороне улицы. Фраза «не мое — не жалко» в данном случае работает на все 100%». Наглядное тому подтверждение — китайский стартап Sharing E Umbrella, о котором мы упоминали. Спустя несколько недель после запуска стартапа из обращения «исчезло» 300 тыс. зонтов в 11 городах страны.









    Другие новости
    загрузка...


Лента Новостей
Смотреть все   «Все Новости Банков»

Курс валют ЦБ РФ31.08.2015
USD Курс Доллара00.00000.000
EURКурс Евро00.00000.000
GBPКурс Фунта00.00000.000
BYRКурс белорусского рубля00.00000.000
UAHКурс гривны00.00000.000
BrentНефть00.00000.000
Конвертер валют
Центрального банка РФ
RUBКурс валют
USDКурс валют
EURКурс валют
GBPКурс валют
BYRКурс валют
UAHКурс валют


Фото новости

Новости Банков Сегодня
«Московский Индустриальный Банк»  «Мособлбанк»  «Банк Санкт-Петербург»  «Промсвязьбанк»  «Новикомбанк»  «СМП Банк»  «Внешпромбанк»  «Банк Югра»  «Банк ГЛОБЭКС»  «Совкомбанк»  «ТРАСТ»  «Газпромбанк»  «Московский кредитный банк»  «Абсолют Банк»  «Банк Возрождение»  АО «Кредит Европа Банк»  «Татфондбанк»  «Российский Капитал»  «Национальный Клиринговый Центр»  «ФК Открытие»  «Запсибкомбанк»  «РосЕвроБанк»  «Пресс-служба ВТБ24»  «Автоградбанк»  «Промрегионбанк» 





ДОБАВИТЬ БАННЕР

Жизнь напрокат: новая революция в экономике - «Финансы»


Жизнь напрокат: новая революция в экономике - «Финансы»





К 2035 году объем транcакций по главным направлениям sharing economy — финансовым, жилищным, транспортным — составит 570 млрд евро, прогнозирует PricewaterhouseCoopers. Рождается новая экономика.


Нынешний показатель — 28 млрд евро, а это значит, что перед экономикой совместного пользования открыто много возможностей и много ниш до сих пор не заполнено.


В shering'у становись!


Когда упоминают шеринговую экономику (от sharing — «совместно использующая»), в первую очередь вспоминают о двух ее главных китах: сервисе краткосрочного съема жилья Airbnb и квазитакси Uber. Истории их взлета действительно поражают, но сегодня шеринг дает куда больше возможностей.


Широкий отклик идея шеринга получила в сегменте лакшери. Существует австралийский проект по обмену яхтами — SmartBoating, или, например, частными самолетами — JetSmarter. Последний организован американцем российского происхождения Сергеем Петроссовым, который обратил внимание на то, что 40% рейсов частные самолеты совершают пустыми.


На противоположной стороне потребления — китайский стартап Sharing E Umbrella, позволяющий взять зонты в поминутную аренду. За рубежом есть сервисы, где можно одолжить соседу дрель, арендовать туристическое снаряжение, сезонные вещи и пр. Тут можно привести в пример площадки Rentoid, SnapGoods.


«Наиболее интересной нишей сейчас является каршеринг — причем в России темпы развития этого рынка более интенсивные, чем в целом в мире, — говорит руководитель отдела маркетинга компании Rightech Александр Коломиец. — Так получается из-за того, что решения для каршеринговых компаний в России создаются сразу с учетом ошибок западных конкурентов». В Москве за последние три года открылось около десяти компаний поминутной аренды автомобиля, общий парк которых в середине 2017 года насчитывал до 15 тыс. машин.


Помимо каршеринга, весьма активно развиваются другие виды транспортного шеринга: велошеринг, самокатошеринг и байкшеринг. Так, этой весной в Москве сразу две компании предложили самокатошеринг. В мире уже есть примеры шеринга коммерческого транспорта — водного, железнодорожных вагонов, строительной техники.


Существует даже фудшеринг — перераспределение продуктовых ресурсов. «Например, вы закупили какого-то ингредиента с избытком. Скорее всего, чуть позже вы бы его выбросили, но представители фудшеринговых организаций могут сами бесплатно вывезти и отвезти эти продукты в какие-нибудь благотворительные организации или скромные точки питания, которые таким образом получат товар по небольшой цене», — рассказывает Александр Коломиец. 


Или, например, шеринг офисных площадей: российский предприниматель Игорь Рыбаков вложил 1,2 млрд долларов в проект SOK, который предлагает офисные пространства, коворкинги разной площади — от рабочего места до полноценных офисов, с гибкими условиями, которые могут быть интересны для краткосрочной аренды.


Пользоваться не приобретая


Экономика совместного пользования будет набирать обороты в ближайшем будущем, изменяя наш образ жизни. «С каждым годом все больше людей по всему миру готовы пользоваться товарами и услугами, не приобретая их навсегда, а отдавая деньги только за возможность использовать их в необходимый момент», — говорит операционный директор онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг  YouDo.com Евгения Кузьмина. Постепенно меняется и менталитет: владение машиной или загородным домом больше не является обязательным атрибутом успешности — при необходимости все это можно взять в аренду.


О том, как легко идеи шеринга входят в нашу жизнь, рассказывает президент Mikro Kapital Group, владеющей каршерингом «Делимобиль», Винченцо Трани. «Сегодня мы называем «Делимобиль» федеральным оператором, так как работаем уже в восьми городах России, — говорит Трани. — При этом уже через несколько месяцев после запуска, к примеру в Новосибирске, Уфе и Екатеринбурге, нам пришлось вдвое увеличить автопарк этих городов: пользователям необходимо было больше машин».


Зачастую каршеринг удобнее, чем личный или общественный транспорт. В США, например, каршерингу (и роадшерингу) способствует наличие полос для движения автомобилей с двумя и более людьми внутри, приводит пример директор маркетингового агентства GiPA в России Александр Груздев. Эти полосы обычно менее загружены. «Поэтому в США существуют сайты, радиостанции, мобильные приложения, которые позволяют найти попутчиков для того, чтобы можно было использовать такие полосы», — поясняет Груздев.


Большие перспективы у рынка совместных поездок — роадшеринга. «К примеру, в Берлине 9% водителей уже совершали такие совместные поездки в обычный рабочий день, а еще 10% собираются попробовать в будущем, — приводит пример Груздев. — Для Москвы — такие цифры: 3% пробовали и 14% хотели бы попробовать совместные поездки в будущем. Самыми высокими процентами желающих отличается Рим, где такое желание высказывает каждый четвертый водитель. Основной мотив водителей — разделить стоимость поездки. А для длительных поездок, к примеру чтобы добраться до моря во время каникул, совместные поездки использовали уже 11% водителей Милана, 8% водителей Парижа, а в Риме желающих разделить стоимость длительной автомобильной поездки достигает рекордных 47%. В Москве этот показатель составляет почти 25%».


Рецепт от безработицы


Эта новая экономическая реальность создает и новые возможности для нас как работников. Согласно исследованию McKinsey & Company, благодаря различным платформам, предлагающим товары и услуги по обмену, в будущем 540 млн человек смогут начать зарабатывать удаленно через онлайн-платформы; около 230 млн человек сократят время на поиск нового места работы; еще 200 млн человек смогут использовать интернет-платформы в качестве дополнительного заработка; более 60 млн человек смогут найти работу, максимально соответствующую их квалификации, и около 50 млн человек смогут перейти из неформальной занятости в формальную посредством онлайн-платформ. Неплохой рецепт от безработицы, не правда ли?


Автопром уходит в каршеринг


Новый вид экономики становится вызовом не только для потребителей, но и для производителей. «Еще недавно казавшиеся непривычно новыми on demand-услуги («услуги по требованию». — Прим. Банки.ру) за последние несколько лет внесли серьезные изменения в поведение потребителей, — говорит Винченцо Трани. — Сегодня пользователь не готов ждать, он хочет получить товар или услугу здесь и сейчас, а компании, не отвечающие этим требованиям, лишаются части аудитории или вынуждены переходить на такую модель».


Шеринговая экономика меняет и смежные отрасли. Тот же каршеринг сильно повлиял на сегмент такси. Например, знаменитый Uber нельзя в полной мере назвать каршерингом или райдшерингом, ведь вас никто не подвозит по пути, как это делается, например, у BlaBlaCar. «Говоря совсем по-честному, тема райдшеринга была нужна основателю Uber Трэвису Каланику, чтобы обойти крайне жесткое и косное в большинстве стран законодательство о такси», — отмечает директор по корпоративным отношениям группы «Везёт» Александр Костиков.


Тем не менее даже такой вариант серьезно изменил рынок таксомоторных перевозок. «Идеология sharing economy была поддержана переменами, происходящими в городе, — продолжает Костиков. — С одной стороны — «кнут» в виде выделенных полос, платных парковок и вездесущих камер, с другой — «пряник» в виде улучшающегося городского транспорта и дешевого такси. Сегодня такси вызывается 20-секундным звонком по телефону или через приложение, приезжает за пять минут, стоимость, как правило, известна заранее и фиксирована, а по ценам на такси Россия — одна из наиболее доступных стран в мире».


Институт транспортных исследований Калифорнийского университета в конце 2017 года опубликовал доклад, согласно которому по мере распространения каршеринга 12% опрошенных американцев уже отказались или готовы в ближайшее время отказаться от собственного автомобиля. В семьях, использующих каршеринг, уже отмечается сокращение числа находящихся в собственности машин — в среднем с 0,55 автомобиля на одно домохозяйство до 0,29 автомобиля.


Но автопроизводители не сдаются. «Например, компания Volvo уже начала выпускать автомобили с предустановленными смарт-системами для шеринга, — говорит Александр Коломиец. — Они могут легко интегрироваться с различным программным обеспечением и connected car-платформами. Daimler выпускает целую линейку авто для шеринга для дочерней компании Car2go — крупнейшего каршеринга в мире. А пилотный проект по каршерингу в Сочи запускается напрямую дилером Audi».


Коливинг. Не путать с коммуналкой


Как будет развиваться шеринговая экономика в будущем? Трендов несколько, некоторые из них могут быть весьма любопытны.


«Сейчас интересно идти на рынок B2B и развиваться там в рамках предоставления бытовых услуг самозанятыми и микрокомпаниями большому бизнесу, — рассказывает Евгения Кузьмина из YouDo. — Это большая и интересная ниша со своими сложностями и потенциалом».


«Наша компания сейчас активно развивает продукт в различных нишах транспортного шеринга, — говорит руководитель отдела маркетинга компании Rightech Александр Коломиец. — Уже сейчас возникают заказы на корпоративный шеринг — то есть доутилизацию корпоративного автопарка, или таксишеринг — форму каршеринга, благодаря которой простаивающие автомобили таксопарков передаются пользователям каршеринга. Весьма интересен шеринг строительной и тяжелой техники, в котором строительные компании используют для выполнения конкретных строительных работ простаивающую технику своих конкурентов — и это оказывается выгодно обеим компаниям. Также изучаются модели шеринга водного транспорта или железнодорожных вагонов».


Интересен германский проект Conjoule — маркетплейс для владельцев солнечных батарей и ветряков, позволяющий продавать излишки электроэнергии.


Компания Rightech уже запустила пилотный проект по корпоративному каршерингу с одной из IT-компаний России. «Допустим, топ-менеджеру компании предоставляется корпоративный автомобиль, — поясняет Коломиец. — Большую часть времени этот менеджер проводит в командировках, и машина простаивает. В то же время для корпоративных нужд компании часто приходится тратиться на такси. Более рациональным в таком случае будет запустить «корпоративный каршеринг». Тогда машина будет работать не один-два, а шесть — восемь часов в день, следовательно, будет меньше сторонних трат».


О шеринге узконаправленного специализированного оборудования для производства как о перспективном направлении говорит и независимый финансовый советник Анастасия Тарасова: «Особенно это подойдет для компаний с небольшими оборотами как альтернатива лизингу». Другое интересное направление, по ее мнению, — это арендный бизнес, но не кворкинги, а именно небольшие офисы для компаний.


Впрочем, недвижимостью можно совместно пользоваться не только для работы, но и для проживания — это называется коливинги. Именно в этом видит тренд основатель «Группы «Мета» Владимир Мартыненков. «На Западе уже начали строить специальные здания, предназначенные именно для формата коливингов, — рассказывает Мартыненков. — Коливинг — это такой дом (а чаще — один этаж), где есть общее пространство (кухня, гостиная, прачечная, коворкинг) и изолированные помещения небольшой площади для проживания. Такое место — не только выгодный и удобный формат, но сегодня это еще и дополнительный способ социализации. Коливинг вызывает ассоциации с моделью коммунальной квартиры, но это качественно другие уровень икачество жизни. В России, я думаю, в течение трех лет рынок придет к наполнению таким форматом».


Налоги не платят, зонтики крадут


Однако у экономики совместного пользования есть несколько слабых мест — как заложенных в ее природе, так и определенных законодательно, — которые являются барьерами для ее бурного роста.


Налоги — большая и серьезная тема для шеринговой экономики. «Для региональных органов власти шеринговая экономика несет ряд ожидаемых сложностей: кто в данном случае будет налогоплательщиком? То, что ранее представлялось сферой бизнеса и несло налоговое бремя, теперь стало сферой совместного потребления, — поясняет исполнительный директор компании «Научные разработки» Татьяна Красникова. — Как регулировать и организовывать налогообложение сообщества соседей, которые приобретают, например, мясо у фермера в складчину? А если они так приобретают все фермерские продукты, от картошки до молока? Местный бюджет в итоге не получает часть налогов, которые заплатила бы торговая точка, если бы данные жители все свои закупки производили в ней».


Опасения вызывает не только риск резкого снижения поступления налогов, но и сложность контроля соблюдения производителями технических регламентов, ГОСТов, требований безопасности и т. п. «Например, если фермер поставляет выращенных им кур напрямую группе потребителей, которые объединились где-то в Сети, то сложнее проконтролировать соблюдение фермером ветеринарных и санитарных норм», — говорит Красникова.


Одновременно шеринговая экономика несет в себе неожиданную «надежду на рывок» для удаленных, труднодоступных территорий. Правда, как уточняет Красникова, риски местные органы власти оценивают как существенные, а удастся ли реализовать возможности — они не уверены.


Регулирующие органы пока вообще не очень понимают, что делать, например, с каршерингом. «Кто является ответственным за различного рода экстремальные ситуации? — задается вопросом Александр Коломиец. — Как наказывать недобросовестных пользователей? Как компаниям шеринга взаимодействовать с силовыми структурами в случае фиксации противоправных действий клиентов? Все эти важные вопросы пока оставлены на откуп самих компаний, хотя очевидно, что необходимо на законодательном уровне закрепить единые стандарты и ответственность».


Есть и проблемы, выходящие за рамки регулирования и налогов. Главная из них — безопасность в самом широком смысле. «Цепочка «автомобиль — компания — клиент — софт — спецоборудование» дает огромный простор для действий хакерам, которые охотятся за персональными данными пользователей, аккаунтами и деньгами клиентов, — говорит Коломиец. — Причем речь идет не только о безопасности денег и данных: подобные атаки могут приводить к отказам в работе оборудования — в случае с каршерингом это опасно для здоровья и даже для жизни клиентов».


Причем безопасность уязвима не только для клиента, но и для объекта шеринга. «Как говорили в Советском Союзе, все вокруг общее, все вокруг ничье, — напоминает Александр Груздев. — То есть отношение к товару у потребителя совершенно другое. Его не беспокоит техническое состояние автомобиля или какой бензин в него залить, где и как припарковать — под крышей, с которой может сойти снег, или на противоположной стороне улицы. Фраза «не мое — не жалко» в данном случае работает на все 100%». Наглядное тому подтверждение — китайский стартап Sharing E Umbrella, о котором мы упоминали. Спустя несколько недель после запуска стартапа из обращения «исчезло» 300 тыс. зонтов в 11 городах страны.









Другие новости
загрузка...