Не так давно страны Евразийского экономического союза определили правовые механизмы и инструменты для решения одной из главных задач, стоящих сейчас перед ЕАЭС - создания к 2025 году общего финансового рынка. Создание единого финансового рынка обеспечит свободное движение капитала и финансовых услуг внутри союза, повысит инвестиционную активность и, в перспективе, доходы бизнеса и налоговые отчисления в бюджеты стран.
Открытый в начале этого года в Казахстане международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) активно работает над разработкой регуляторной базы для финансового сектора, новых финансовых услуг и технологий. По словам министра по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимура Жаксылыкова, опыт МФЦА в этом направлении будет учтен при разработке регулирования единого финансового рынка ЕАЭС. О том, как создание единого финрынка евразийского союза поможет интеграции и развитию региона, Тимур Жаксылыков рассказал bankir . ru в рамках конференции «Окно возможностей: инвестиции и новые проекты в Евразии».
Центр финансового притяжения
Накопленный объем превысил 27 млрд долларов, из них около 82% проинвестировала Россия и порядка 17,5% - Казахстан
Сегодня евразийский регион является центром бурной деловой активности – сходятся во мнении эксперты. По данным ЕЭК, взаимные прямые иностранные инвестиции в ЕАЭС постепенно растут: по данным комиссии, на начало 2017 года их общий накопленный объем превысил 27 млрд долларов, из них около 82% проинвестировала Россия и порядка 17,5% - Казахстан. Рост взаимных инвестиций связан с поэтапным формированием единого финансового рынка ЕАЭС, считает Тимур Жаксылыков.
По мнению научного руководителя Института экономики РАН Руслана Гринберга, особую роль в интеграции евразийского пространства и развития региона играет Казахстан.
Во многом именно Казахстан в системе ЕАЭС является главным мостом, соединяющим рынки содружества и Европы с Китаем. Если в 2010 году трансконтинентальных перевозок фактически не существовало, то в 2017 году общий объем контейнерных перевозок превысил 200 тыс., темпы этого года уже говорят о том, что к концу 2018-го эта цифра может вырасти до 350 тыс. контейнеров, а к 2020 году - уже до 2 млн по всем направлениям. Об этом свидетельствуют расчеты экспертов Института экономики РАН, проведенные в подготовленном к конференции докладе «Евразийская интеграция: новые возможности для инвестиций». Очевидно, что большие перспективы в связи с этим появляются у местных перевозчиков, и в первую очередь, у казахстанского государственного железнодорожного оператора “КазакстанТемирЖолы”.
Среди стран ЕАЭС именно Казахстан с Узбекистаном имеют наибольшие перспективы стать драйверами экономического роста региона за счет привлечения инвестиций, уверен Руслан Гринберг. Как отмечают в ИЭ РАН, во многом, для Казахстана это станет возможно за счет создания современной биржи на базе МФЦА. Там, благодаря использованию платформы Nasdaq, ценные бумаги резидентов биржи в Астане будут доступны для любого институционального инвестора. Стратегическом партнером МФЦА также является Шанхайская фондовая биржа, а в будущем биржа наладит взаимодействие и с ММВБ.
Дефицит доступных средств
Проблемой пока остается отсутствие доступных кредитов и стратегических инвесторов. Во многом, именно это тормозит развитие интеграционных проектов в ЕАЭС
Привлечение внешних капиталов в евразийский регион именно сегодня критично важно, полагает председатель правления Евразийского банка развития Андрей Бельянинов. Здесь стартовали такие крупные проекты как строительство железнодорожных магистралей “Северный широтный ход” и “Белкомур”, масштабнейшая китайская инфраструктурная инициатива “Пояс и Путь”. Тем не менее, проблемой пока остается отсутствие доступных кредитов и стратегических инвесторов. Во многом, именно это тормозит развитие интеграционных проектов в ЕАЭС, считает Бельянинов.
- Но теперь, с появлением астанинского международного финансового центра, наконец появилась реальная площадка, где можно будет вести серьезную работу с инвесторами и привлекать для проектов доступное финансирование, - отметил Бельянинов.
Первые идеи по созданию единого финцентра для всего содружества возникали еще на заре ЕврАзЭс, в конце 2000-х годов. Но, по разным причинам, сбыться планам тогда не было суждено. Казахстан создал финансовый центр менее чем за три года: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о создании МФЦА в конце 2015 года. За это время казахстанские законодатели успели принять 47 законов, разрещающих существование территории с английским правом – МФЦА – внутри правовой системы Казахстана, и даже внести изменения в конституцию страны.
Возможность работать в рамках английской правовой системы привлекательна для инвесторов, считает вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев. В МФЦА ждут резидентов со всего мира, рассчитывая, что до 50% всех инвестиций в регион и в Казахстан в будущем придет из Азии, причем до 80% этих инвестиций будут из Китая. Кроме того, рассчитывают на инвесторов из Ближнего Востока, которым будут интересны продукты исламского банкинга. Это достаточно перспективный рынок, объемы которого, по оценкам Международной ассоциации исламского бизнеса, к 2021 году могут вырасти с нынешних 2 трлн до 3,5 трлн. долларов.
«Мы рассчитываем привлечь в МФЦА бизнес из стран ЕАЭС, а также стать основной точкой входа в регион для инвесторов в рамках инфраструктурного проекта «Пояс и Путь». Но задачи финцентра отнюдь не ограничиваются привлечением инвестиций в регион. Хотя это, безусловно, задача первостепенной важности. Создание МФЦА поможет усилению интеграции евразийского региона, и, как следствие, диверсификации экономик стран региона. А наш опыт в разработке регуляторных норм для финансового сектора и новых финансовых продуктов и технологий однозначно будет полезен при создании единого финансового рынка ЕАЭС», - подчеркнул управляющий международным финансовым центром «Астана» Кайрат Келимбетов.