По словам юриста, речь идет о преднамеренном банкротстве бизнеса
Последние два года Налоговые органы стали более пристально отслеживать компании, которые терпят банкротство и за которыми при этом числятся огромные долги по налогам. Дело в том, что после того, суд признает, что компания была преднамеренно или несвоевременно обанкрочена, то ее учредители и руководители должны нести субсидиарную ответственность по долгам своего обанкротившегося бизнеса. Об этом в беседе с корреспондентом ... сообщил директор юридической компании Suleiman&Partners Станислав Лопатин.
«Многие предприниматели до сих пор думают, что обанкротив компанию, они не будут отвечать по ее долгам. Например, по задолженности по заработной плате, налогам, по обязательствам перед подрядчиками. Но это не так. В Законе РК «О реабилитации и банкротстве» действует норма о так называемой субсидиарной ответственности. Эта норма была всегда, но ей не пользовались. При преднамеренном или несвоевременном банкротстве организации учредители компании, ее руководители будут нести ответственность по долгам обанкротившейся компании. Преднамеренное банкротство – это умышленное уменьшение платежеспособности компании в личных интересах или интересах третьих лиц, которое возникло из-за действия или бездействия учредителя компании, ее руководителей», - отмечает Станислав Лопатин.
Он уточняет, что преднамеренное банкротство – редкий сценарий для привлечения к субсидиарной ответственности. «80% исков основаны на том, что руководители компании не обращались в суд с заявлением о банкротстве в установленные законом сроки. Вот здесь получается интересная вещь – если непосредственно руководитель организации подал заявление в суд на банкротство компании, то в этой ситуации будут искать факты преднамеренного банкротства и могут даже угрожать к привлечению к уголовной ответственности, а потом и к субсидиарной. Если же руководитель компании не подаст заявлениев суд – все-равно его будут привлекать к субсидиарной ответственности. Не каждый юрист знает, как обойти эту ловушку и обанкротить компанию без особых рисков», - отмечает собеседник.
За преднамеренное банкротство учредители и руководители компании могут понести административную ответственность.
«Если компания является субъектом малого предпринимательства, то для нее размер штрафа составит 300 МРП, среднего предпринимательства – 500 МРП, крупного предпринимательства – 800 МРП. Штраф в размере 150 МРП будет налагаться непосредственно на учредителя или директора организации. Если в результате преднамеренного банкротства физлицу, организации или государству был причинен крупный ущерб, то за совершение такого деяния может наступить уголовная ответственность учредителя или руководителя компании. Ущерб, нанесенный физлицу признается крупным, если размер ущерба в 2000 раз превышает МРП, организации или государству – в 10 тыс. раз превышает размер МРП», - отметил собеседник.
Также он рассказал, что в 2019 году наблюдается гуманизация уголовного законодательства Казахстана. Например, в Уголовном кодексе был изменено условие, при котором наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
«С 26 января 2019 года лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в зависимости от вида экономического преступления и размера нанесенного ущерба. Уголовная ответственность может последовать при уклонении от уплаты налогов и нанесении ущерба в размере 50 тыс. МРП. Ранее порог по сумме нанесенного ущерба был ниже – от 20 тыс. МРП. То есть те уголовные дела, которые были заведены на компанию или физическое лицо при нанесенном ими ущербе в 20 тыс. МРП были прекращены. Помимо повышения порога по привлечению к уголовной ответственности были повышены штрафы за уклонение от уплаты налогов. Для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций штраф составит 20% (вместо 15%) от начисленной суммы налогов, для субъектов среднего бизнеса – от 50% (вместо 30%), для субъектов крупного бизнеса – от 80% (вместо 50%). Это колоссальные размеры штрафов», - отмечает Станислав Лопатин.