Прирост обязательств по добровольным пенсионным программам НПФ Сбербанка в I квартале 2020 года показал самую слабую динамику, начиная со II квартала 2016 года.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) Сбербанка столкнулся с увеличивающимся оттоком клиентов по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), пишет «Коммерсант». За последние два квартала они, несмотря на штрафные санкции в виде недополученного инвестиционного дохода, забрали из НПФ более 1 млрд рублей. Прирост обязательств по добровольным пенсионным программам НПФ Сбербанка в I квартале 2020 года показал самую слабую динамику, начиная со II квартала 2016 года, свидетельствует отчетность фонда. Они выросли на 530 млн рублей (на 1,2%) по сравнению с началом года.
Новые взносы от физических лиц, поступившие по добровольным программам, также оказались на минимумах за последние годы. В I квартале они принесли в НПФ Сбербанка 911 млн рублей, что является самым низким показателем за три года. При этом клиентская база продолжает постепенно сокращаться. Одновременно растут и выкупные суммы, которые получают граждане при расторжении договоров. В IV квартале прошлого года и I этого они превышали 500 млн рублей, что является самым большим оттоком пенсионных средств из добровольных программ фонда.
Гендиректор НПФ Сбербанка Александр Зарецкий предполагает, что рост оттоков по сравнению с 2019 годом объясняется тем, что в 2017–2018 годах был всплеск привлечения новых участников по добровольным программам. По его словам, клиенты могли расторгать договоры по истечении двухлетнего срока действия, так как по условиям договора именно с этого периода появляется возможность получения выкупной суммы. Согласно договорам по НПО, заключавшимся в отделениях Сбербанка в 2017–2018 годах, клиент имел право по истечении двух лет с момента заключения договора на полное возмещение взносов, но только на 50% полученного НПФ за это время инвестдохода. По итогам 2018 года они могли получить доход, немногим превышающий 2% годовых, а по итогам 2019 года — чуть менее 5%.