Маркетмейкерство — один из инструментов обеспечения ликвидности финансового рынка: он предусматривает, что участники торгов (маркетмейкеры) на основе договоров с организаторами торговли поддерживают цену, спрос, предложение и объем торгов определенными финансовыми инструментами, валютой или товаром.
Банк России предлагает новые подходы в регулировании маркетмейкерства — проект соответствующего указания опубликован на сайте ЦБ. Как отмечает пресс-служба регулятора, предлагаемые новации призваны снизить риски манипулирования рынком, которое может проводиться под прикрытием поддержания параметров биржевых торгов.
Маркетмейкерство — один из инструментов обеспечения ликвидности финансового рынка. Он предусматривает, что участники торгов (маркетмейкеры) на основе договоров с организаторами торговли поддерживают цену, спрос, предложение и объем торгов определенными финансовыми инструментами, валютой или товаром. Однако в ходе проверок Банк России выявлял случаи, когда клиенты брокеров под видом маркетмейкерства фактически манипулировали рынком.
В проекте указания уточняется, какие операции являются поддержанием параметров биржевых торгов по своей сути. Предлагается также ограничить круг клиентов, за счет которых могут совершаться маркетмейкерские операции: если это физические лица, то они будут обязаны соответствовать требованиям, которые установит биржа.
Проект указания предусматривает, что маркетмейкеры могут выполнять свои обязательства исключительно с помощью «пассивных» заявок, то есть таких, которые приводят к совершению сделок в случае последующего выставления заявок противоположной направленности.
Организаторы торговли будут обязаны ежедневно проверять корректность маркетмейкерских заявок, в том числе на предмет наличия маркировки, указывающей на то, что они поданы в рамках обязательств маркетмейкера.
Предполагается, что новые правила вступят в силу с апреля 2021 года.
Комментарии и предложения по проекту указания можно направлять в Банк России до 26 июня 2020 года. После их изучения регулятор намерен провести дополнительные обсуждения с участниками рынка.