В России потребительская активность по сравнению с апрелем выросла на 9,5 пункта.
Назван российский город, где потребление максимально восстановилось в сопоставлении с докризисным уровнем: как сообщает Сбербанк, это Кемерово. Данные представлены на портале SberIndex.ru.
Индекс потребительской активности здесь уже практически вернулся к уровню 2019 года, отставание составляет всего 0,2 пункта. Это подтверждают и объемы трат, которые весь период карантина показывали наименьшее падение именно в Кемеровской области.
В топ-пятерку городов, которые восстанавливаются увереннее других, также вошли Пермь (индекс потребительской активности на 4,1 пункта ниже, чем годом раньше), Майкоп, Оренбург (минус 4,7 пункта) и Омск (минус 4,8 пункта).
В России потребительская активность по сравнению с апрелем выросла на 9,5 пункта. Если в апреле соответствующий индекс был в среднем чуть выше 48 пунктов из 100, то в мае его значение составило 57,9 пункта. «Это означает, что страна постепенно возвращается к обычному потреблению, а бизнес и покупатели адаптировались к ограничительным мерам государства», — отмечают аналитики Сбербанка.
Они поясняют, что индекс потребительской активности нужен для понимания того, как покупателям пришлось изменить своим привычкам в условиях пандемии коронавируса. Показатель говорит не об объемах продаж, а об их разнообразии. Если количество торговых точек (магазинов, в том числе в Интернете; парикмахерских, химчисток, кинотеатров, АЗС и т. п.) становится меньше, а сами покупки — однообразнее (например, в течение дня потребители покупали только продукты и лекарства), индекс падает. Если люди совершают покупки в большом количестве точек и оплачивают самые разные товары и услуги, индекс растет.
Аналитики лаборатории «СберДанные», разработавшие этот индекс, делят активность покупателей на три категории. Если индекс колеблется между 80 и 100, активность высока. Обычно это происходит по выходным и в праздники. Так, за отметку 100 было принято 30 декабря 2019 года, когда расходы россиян достигли максимума.
Индекс от 40 до 80 показывает среднюю активность, которая, как правило, соответствует будням. Низкой считается активность потребителей, когда значения опускаются под отметку 40. Это говорит о том, что в такие дни россияне покупали только самое необходимое или оплачивали самые базовые услуги в одной-двух точках (неважно, онлайн или офлайн).
SberIndex.ru — аналитический портал Сбербанка, демонстрирующий, как изменилась жизнь страны во время пандемии COVID-19. Сегодня на сайте представлены три ключевых индекса, сформированных на основе обезличенных данных: модель заболеваемости, индекс потребительской активности и изменение индекса активности. В новом разделе «Бизнес» представлено изменение объема фонда оплаты труда и изменение активности малого бизнеса. Также здесь собраны исследования лаборатории «СберДанные» и другие.