На дальнейшее развитие ситуации будет влиять эпидемиологическая обстановка в стране.
Граждане стали хуже платить по кредитным картам на фоне коронавируса, пишут «Известия». Прирост объема плохих долгов за пять месяцев 2020 года увеличился в 110 раз по сравнению с приростом в аналогичный период прошлого года и составил 11% (в январе–мае 2019-го темп увеличения был на уровне 0,1%). Об этом говорится в данных Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и бюро кредитных историй «Эквифакс».
Из-за пандемии привычный уровень дохода граждан снизился, поэтому усилилась потребность в заемных средствах, полагает президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. По его словам, часть граждан не смогла справиться со своей текущей долговой нагрузкой, поэтому они перестали обслуживать кредиты. Многие опасаются, что ситуация с доходами ухудшится еще сильнее, и поэтому стараются «экономить» на платежах. Однако любая просрочка сопровождается штрафами и ни о какой экономии речи идти не может, напомнил Мехтиев.
По словам гендиректора БКИ «Эквифакс» Олега Лагуткина, с одной стороны, у потребителей снизился доход, с другой — банки также не могли с прежней эффективностью возвращать просроченную задолженность. Граждане сперва обеспечивают себя и своих близких, а лишь потом платят по долгам.
Большинство столкнувшихся с финансовыми трудностями клиентов получили кредитные каникулы, поэтому удалось избежать роста просроченной задолженности по картам в апреле и мае, сообщили в кредитных организациях. Процент одобрения начал падать с января 2020 года, на фоне продолжающегося несколько лет снижения реальных доходов населения, некоторые крупные игроки успели до эпидемии переориентироваться на более качественных клиентов и сместить фокус в сторону других, отличных от кредитной карты, сегментов и продуктов, отметили в банках. На дальнейшее развитие ситуации будет влиять эпидемиологическая обстановка в стране. Сколько продлится финансовая нестабильность будет зависеть от темпов возврата деловой активности и восстановления экономики после снятия всех ограничительных мер, а показатели просрочки вернутся на уровень 2019 года уже ко второй половине 2021-го, считают банкиры.