MarellaS. — Мне кажется патерналистский подход к гражданам, как к детям неразумным, и делает граждан безответственными».
Виктор Дубровин, вице-президент ВСС:
— Анкета (опрос) может быть очень эффективным и объективным способом определения понимания продукта потенциальным клиентом. Во-первых, сам факт анкетирования фокусирует внимание потребителя. Во-вторых, анкета позволяет установить наличие опыта (например, клиент имеет многолетний опыт торговли на бирже или является квалифицированным инвестором). В-третьих, по результатам анкетирования клиент может прочитать, что данный продукт ему не рекомендован, а это уже четкое указание, что решение надо принимать внимательно. Международный опыт тоже показывает высокую эффективность анкетирования.
Сергей Григорян, специалист по инвестиционным продуктам, руководитель российского представительства Фонда прямых инвестиций Республики Армения:
— На мой взгляд, анкетирование — это, скорее, формальность, которая позволяет вроде бы соблюдать рекомендации ЦБ. Конечно, все зависит от самой анкеты, она может быть составлена формально, а может содержать вопросы, которые действительно позволяют понять суть продукта. Но проблема не только в тех, кто продает финансовые продукты, проблема еще и в покупателях, которые очень поверхностно относятся к различного рода документации. Многие даже не читают то, что там написано. В ИСЖ и НСЖ нет абсолютно ничего страшного, если понять, в чем их суть. Но население не хочет разбираться, в первую очередь потому, что в России отсутствует финансовая культура на бытовом уровне. Приведет ли факт ограничения в продажах ИСЖ и НСЖ к тому, что они окажутся менее востребованными? Думаю, да, потому что это продукты, о существовании которых многие даже не догадываются до тех пор, пока кто-то о них не расскажет. Но это не приведет к исчезновению ИСЖ. Определенный процент населения, пусть и совсем небольшой (не более 5—7%), сознательно пользуется этим продуктом.
Анастасия Ускова, генеральный директор группы Rocket Humans:
— Анкеты в данном случае выглядят как вынужденная формальность, которая при этом часто подписывается не глядя, вместе с кипой других бумаг при получении основного банковского продукта и, соответственно, почти не гарантирует полную осведомленность клиента в предоставляемой ему услуге. Считаю, что ИСЖ — это важный продукт не только для банкиров, которым нужно увеличивать средний чек клиента, но и для потребителей. И полная его отмена не выход. Хотя согласны с ЦБ, что условия предоставления этой услуги необходимо менять. Возможный выход — прямые продажи НСЖ и ИСЖ страховыми агентами. Объем рынка снизится, зато это подтолкнет страховщиков к развитию.