Доля водителей с максимальной скидкой по ОСАГО достигла рекордной за три года. По словам экспертов, такая ситуация является следствием растущей конкуренции на рынке и желания водителей приобрести полис по нижней границе тарифа. Для страховщиков она может обернуться снижением маржинальности сегмента. Впрочем, участники рынка могут нивелировать это кросс-продажами.
Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ
По итогам второго квартала этого года доля водителей с максимальной скидкой за безаварийную езду по ОСАГО выросла на 5,7 п. п. относительно аналогичного периода 2023 года и достигла 41,3%, следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Это рекордный показатель за три года. В 2022–2024 годах доля подобных водителей колебалась в диапазоне 30,4–35,6%.
Вместе с тем, по данным РСА, премии по ОСАГО во втором квартале этого года выросли на 2% год к году, до 84 млрд руб. Выплаты показали более значительный рост — на 12%, до 51 млрд руб.
Кроме того, в июне этого года размер средней выплаты по ОСАГО вырос на 13% относительно аналогичного периода прошлого года, до 99,8 тыс. руб. Средняя премия по ОСАГО за этот период — 7,5 тыс. руб. (снижение на 3,3%). Сегодня максимальная скидка составляет 54%.
По словам экспертов, такая ситуация может быть следствием растущей конкуренции. Борьба за клиента побуждает снижать базовый тариф в рамках коридора, поясняет профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов. Дело в том, что тарифный коридор определяет нижнюю и верхнюю границы, в рамках которых страховщик может устанавливать тариф по своему усмотрению, указывает управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин. В сентябре 2022 года ЦБ более чем на четверть расширил ценовой коридор действующих базовых ставок ОСАГО. Страхователь может рассчитывать, что получит минимальный размер базового тарифа, если страховщик в нем заинтересован, в связи с чем водители стараются не нарушать ПДД, чтобы получить максимальную скидку по ОСАГО, уточняет он.
Не только коэффициент бонус-малус, но и возможность купить полис по нижней границе тарифного коридора смогли обеспечить максимальные скидки для безаварийных водителей, подтверждает президент РСА и ВСС Евгений Уфимцев. По его словам, этим и объясняется тот факт, что страховщики, конкурируя за безубыточных клиентов, стараются им дать максимально привлекательную цену. Вместе с тем новые компании на рынок ОСАГО не выходят, конкурируют между собой все участники рынка, кроме отдельных страховщиков, принявших решение минимизировать долю ОСАГО, добавляет господин Янин.
Подобная практика может привести к снижению маржинальности бизнеса в сегменте ОСАГО, продолжают эксперты.
Снижение объема страховых премий при одновременном росте страховых выплат, естественно, приводит к сокращению маржинальности, указывает господин Цыганов. При этом рост убыточности, как правило, связан с ростом стоимости или частоты урегулирования относительно ожиданий, заложенных при тарификации, напоминает партнер аудиторско-консалтинговой группы Б1 Ольга Вострикова.
Страховщики и автосервисы получат больше времени на ремонт в рамках ОСАГО
Впрочем, страховщики могут нивелировать падение маржинальности кросс-продажами. «Кросс-продажи, как правило, представляют собой связанное имущественное страхование. Для автомобилей до 24 месяцев — это каско со скидкой до 15%. Для более возрастных автотранспортных средств — имущественное страхование квартиры, дачи и другого имущества. Здесь также страховщики применяют скидку при покупке комбинированной страховки, стоимость каско может оказаться ниже за счет безаварийной езды»,— рассказывает независимый эксперт Андрей Бархота.
Кроме того, для повышения эффективности ОСАГО для страховщиков нужно постараться вернуться к натуральному возмещению, ремонтируя пострадавшие в ДТП машины, считает господин Цыганов. Впрочем, по его мнению, на сегодня это затруднительно из-за серьезно осложнившейся логистики поставок запчастей.