Улучшая качество, улучшаем жизнь!
В нынешнем году в системе здравоохранения и социально-трудовой сфере происходит очень много изменений. Эти два блока, касающиеся жизни каждого казахстанца, претерпевают модернизацию не только на законодательном уровне, но и на практике.
Вносятся изменения в действующие законы, разрабатываются новые, меняется подход к оказанию социальных и медицинских услуг. Почему назрела необходимость глобальных перемен и чего от них ждать рядовым казахстанцам - об этом беседа с министром здравоохранения и социального развития Тамарой ДУЙСЕНОВОЙ. - Тамара Касымовна, сейчас Министерство здравоохранения и соцразвития разрабатывает Национальный лекарственный формуляр. Расскажите, пожалуйста, как его создание повлияет на лекарственное обеспечение казахстанцев? - У каждой страны должна быть своя национальная политика лекарственного обеспечения, которая предусматривает решение вопросов качества, безопасности и доступности лекарств, предоставляемых населению, ведь это гарантия биологической безопасности государства. Казахстанский национальный лекарственный формуляр разрабатывается с привлечением экспертов Всемирного банка. За основу КНФ взят Британский национальный лекарственный формуляр, который считается в мире «золотым стандартом» и служит модельным формуляром Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Разработку КНФ мы планируем завершить в ноябре текущего года. - В чем его отличие от существующей модели? - Действующий республиканский лекарственный формуляр включает узкий перечень лекарств, закупаемых государством для оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи. Новый КНФ будет включать в себя весь перечень лекарственных средств, зарегистрированных в Казахстане, информацию об их доказанной клинической эффективности, о возможных побочных эффектах, а также предельную цену. Таким образом, лекарственный формуляр станет большим справочником как для врачей, так и для граждан страны. Кроме того, он даст возможность каждой медицинской организации сформировать свой формуляр, правильно планировать бюджет в зависимости от профиля и цены на препарат. - Министерством готовится проект новой Государственной программы развития здравоохранения на 2016-2020 годы. Какие направления будут в нее включены? - Главой государства поставлена задача по вхождению Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира, что означает и высокий уровень качества здравоохранения. Достижение этой цели требует от системы в короткие сроки сгруппировать свои усилия на построении новой, долгосрочной модели охраны здоровья, основанной на лучшем собственном и международном опыте, которая будет обеспечивать доступность и качество медицинских услуг, сохраняя финансовую устойчивость при любых колебаниях мировой и отечественной экономики. В новой программе предусматривается решение следующих трех взаимосвязанных системных задач. Первая - формирование и развитие совершенно новой системы управления здоровьем. Обращу ваше внимание на следующие данные ВОЗ: в мире 78% всего населения - это здоровые граждане, 15% - с заболеваниями, которые можно предупредить и контролировать в период активной жизни, 7% - с заболеваниями, требующими больших затрат. А значит, профилактике должны подлежать не только лица, имеющие риск заболеваемости, - необходима забота о здоровье и здоровых людей. И потому основным приоритетным направлением станет развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Сегодня на ПМСП направляется около 24% от средств, выделенных в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Однако, как свидетельствует международный опыт, необходимый охват населения и эффективное оказание услуг ПМСП достигается, когда объем финансирования ПМСП составляет не менее 40% от общих расходов на здравоохранение. И мы ставим перед собой именно эту задачу! Предполагается поэтапный переход ПМСП к семейному принципу обслуживания, предусматривающему медицинское наблюдение с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде и с акцентом на профилактику и патронаж. Одновременно пересмотрим порядок оказания санитарной помощи. Она будет заключаться не только в выявлении того или иного заболевания, но и в определении рисков, информировании населения, своевременной ликвидации первопричин и возможных последствий. Вторая задача - совершенствование системы управления заболеваниями, или повышение качества медицинских услуг путем интеграции деятельности служб здравоохранения. Отмечу, что Всемирным банком все мероприятия, предусмотренные программой «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, оценены как успешные. Но при этом эксперты структуры отмечают неэффективную работу медицинских организаций из-за отсутствия должной преемственности при оказании медпомощи на различных уровнях. К примеру, в случае если на последних сроках у женщины прерывается беременность, то обычно начинают обвинять последнюю инстанцию (стационар). Однако вопрос должен изначально рассматриваться в консультации в поликлинике по вопросам правильного планирования семьи, оценки и подготовки репродуктивного здоровья будущих родителей, раннего учета при наступлении беременности, качественного и своевременного патронажа в период беременности с выполнением всех рекомендаций медиков. То есть это должна быть совокупная ответственность всех задействованных служб. В настоящее время совместно с ВОЗ реализуется пилотный проект по внедрению системы управления тремя заболеваниями (артериальная гипертензия, сахарный диабет, хроническая сердечная недостаточность) в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. С 2016 года этот проект получит развитие еще в пяти регионах (Астана, Алматы, Костанай, Западно-Казахстанская и Карагандинская области). Для снижения смертности и увеличения средней продолжительности жизни казахстанцев в кратко-, среднесрочной перспективе в рамках госпрограммы по опыту зарубежных стран планируем внедрение программной модели организации здравоохранения, охватывающей и интегрирующей все уровни оказания медицинской помощи. С учетом предварительных итогов данного проекта, уровня заболеваемости населения и структуры причин общей смертности планируем распространять эту модель на следующие заболевания: острый инфаркт миокарда, острый инсульт головного мозга, новообразования, травмы, патологии беременных и перинатального периода. По каждому направлению будет оказываться весь цикл услуг: профилактика, лечебные мероприятия, включая реабилитацию, диспансерное наблюдение, медицинские и социальные услуги. При этом все уровни оказания медицинской помощи будут интегрированы между собой. Услуги здравоохранения, требующие сложных технологических установок и специалистов с высокой квалификацией, будут централизованы на межрайонном, региональном, межобластном и республиканском уровнях. Вместе с тем услуги здравоохранения, для которых не нужны сложные технологические установки, планируется оказывать в организациях здравоохранения ближе к месту жительства пациента. Услуги по уходу и социальной опеке будут интегрированы в соответствии с потребностями пациентов. Третья задача - рациональное использование ресурсов здравоохранения. В первую очередь это касается финансовых средств. В целях реализации поручения Главы государства в Казахстане будет внедрено обязательное социальное медицинское страхование, где ответственность за здоровье планируется распределять между государством, работодателем (за работников) и работником (за себя). Мы подтверждаем, что эта система будет направлена на увеличение средств финансирования здравоохранения. К примеру, доля расходов на здравоохранение в процентах от ВВП составляет в Турции 6,7, Южной Корее - 7,2, Норвегии - 9,1, США - 17,9, а в среднем по странам ОЭСР - 8. В Казахстане же - всего 3,8. Современная медицина с развитием новых технологий становится ресурсоемкой. И увеличение будет направлено прежде всего на повышение качества медицинских услуг. А с другой стороны, это - лимит, который требует повышения эффективности управления всей системой здравоохранения. В связи с этим в проект программы включены конкретные меры по рациональному использованию лекарственных средств, медицинской техники, совершенствованию кадрового обеспечения медорганизаций и управления ими. Эффективное управление ресурсами будет достигнуто путем внедрения прогрессивных форм корпоративного управления медицинскими организациями, обеспечивающих баланс интересов сторон. В развитии инфраструктуры системы планируется шире использовать механизмы ГЧП для привлечения инвестиций в отрасль. В вопросах обеспечения медтехникой намечаем переход на лизинговый механизм закупа непосредственно у производителей, с опцией обратного выкупа и сервисного обслуживания. Подчеркну: все предложения, включенные в проект госпрограммы, широко обсуждаются. На сайте министерства идет активная дискуссия с участием медицинских организаций, врачей и общественности страны. Мы открыты для конструктивной критики и интересных предложений. - Сегодня одна из самых острых проблем экономики - занятость. По всему миру предприятия объявляют о сокращении рабочих мест или и вовсе о закрытии. Казахстан, будучи частью мировой экономики, не сумел избежать негативного влияния кризиса. Что делается со стороны государства для решения вопросов безработицы? - В 2015 году в рамках утвержденных региональных комплексных планов содействия занятости населения планируется охватить более 322 тысяч человек. Трудоустройство граждан осуществляется посредством «Дорожной карты занятости» и проектов, реализуемых в рамках программы «Нұрлы жол», Государственной программы индустриально-инновационного развития и других государственных и отраслевых программ. На сегодня, по данным регионов, трудоустроены более 234 тысяч человек, в том числе на постоянные рабочие места - 121 тысяча. Кроме того, в рамках «Дорожной карты занятости» мы продолжаем предоставлять государственную поддержку безработным и самозанятым, изъявившим желание пройти профобучение, молодежную практику, открыть собственное дело, трудоустроиться на субсидируемые рабочие места. Также оказываем содействие в переселении граждан из трудоизбыточных регионов в области, имеющие потребность в трудовых ресурсах. Хорошим примером переселения в рамках «Дорожной карты занятости» можно назвать город Риддер Восточно-Казахстанской области. Туда из трудоизбыточных регионов уже переселены 30 семей, для которых построены два многоквартирных жилых дома, предоставлена работа. В настоящее время Северо-Казахстанская область имеет возможность принять 154 семьи с трудоустройством в бюджетной сфере и сельскохозяйственной отрасли, с решением вопросов обеспечения детей местами в школах и дошкольных организациях. Однако в текущей ситуации рынок труда подвержен рискам возможного высвобождения работников. В связи с этим будут приниматься меры по недопущению массового сокращения работающих, с одной стороны, расширяя применение режимов неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, с другой - применяя адресные меры социальной защиты. Будет разработана Карта высвобождения работников, и в зависимости от отраслей и категорий высвобождаемых начнут применяться соответствующие инструменты поддержки. В целях сохранения рабочих мест для квалифицированных работников промышленных предприятий предлагается введение механизма временного субсидирования государством 2/;3 потерянного дохода при сокращении рабочего времени. Кроме этого, предлагается предусмотреть возможность предоставления грантов в рамках программы «Дорожная карта занятости-2020» работодателям, которые готовы организовать переподготовку или повышение квалификации своих работников без отрыва или с отрывом от производства, но с условием сохранения рабочих мест. При этом 80% расходов будет идти за счет вышеуказанной программы и 20% - от самих работодателей. Также для молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, занятой на промышленных предприятиях, за счет средств программы предлагается организация профессионального обучения с условием сохранения работодателем их рабочих мест. В целом в случаях массового высвобождения работников будут приняты меры первоочередного трудоустройства на рабочие места в рамках государственных и отраслевых программ, на которых, по данным регионов, за период 2015-2016 годов планируется создание 88 тысяч рабочих мест. При этом будет организован еженедельный мониторинг исполнения комплексных планов содействия занятости регионов. В настоящее время министерством готовятся соответствующие изменения и дополнения в программу «Дорожная карта занятости-2020». - В обществе широко обсуждаются планируемые изменения в Трудовой кодекс. В чем они заключаются, какова целесообразность их внесения? - Проект Трудового кодекса разрабатывается в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, обозначенных Президентом Республики Казахстан. Новый Трудовой кодекс - это еще один важный шаг на пути формирования эффективной рыночной экономики и легализации рынка труда в Казахстане. Для развития предпринимательства, эффективного рынка труда и привлечения иностранных инвестиций предлагается расширить механизмы гибкого регулирования трудовых отношений. Концептуальная модель нового Трудового кодекса предлагает четко определить границы государственного вмешательства в сферу трудовых отношений между работодателем и работниками. Государство будет устанавливать минимальные трудовые стандарты и жестко обеспечивать контроль их исполнения со стороны работодателей. В свою очередь отношения между работодателем и работниками будут в большей степени строиться на принципах саморегулирования с усилением потенциала коллективных переговоров и заключаемых соглашений в таких сферах, как наем, кадровое перемещение и увольнение работников, рабочее время, условия и оплата труда. В рамках действующих ограничений работодатель не может использовать гибкие формы занятости в условиях уже сложившихся трудовых отношений. Любые инициативы с его стороны по пересмотру условий трудового договора строго ограничены случаями изменений в организации производства и (или) сокращением объема работ. В связи с этим предлагается установление механизмов, способствующих повышению устойчивости предприятий в период экономической нестабильности (перевод работников к другому работодателю, временный перевод на другую работу по производственной необходимости). Указанные меры, полагаем, придадут дополнительный импульс стимулированию занятости, созданию новых рабочих мест и легализации трудовых отношений. Вместе с тем повышена ответственность работодателя по исполнению коллективных договоров, соблюдению требований, гарантий, включая вопросы безопасности и охраны труда. В рамках указанной модели работник не останется слабой стороной в трудовых отношениях с работодателем, поскольку проектом кодекса достаточно четко обозначены гарантии, а также инструменты защиты его прав и интересов. Расширены роль профсоюзов в обеспечении прав и интересов работников, их возможности в решении важных социально-трудовых вопросов в переговорных процессах с работодателями, в том числе с учетом возможностей, предусмотренных в недавно принятом новом Законе «О профессиональных союзах». Таким образом, повышается заинтересованность сторон в заключении коллективных договоров и соглашений, что будет способствовать развитию практики юнионизации. В целом в проекте кодекса предполагается сохранить оптимальное равновесие между социальной защитой, справедливостью, с одной стороны, и экономической эффективностью - с другой. В заключение отмечу, что к разработке нового Трудового кодекса были привлечены эксперты, представляющие интересы бизнес-сообщества, Национальной палаты предпринимателей, республиканских и отраслевых профсоюзов, ученые в области трудового права, представители Международной организации труда, Всемирного банка. Проведено более 20 заседаний рабочей группы, разработанный проект проходит согласование в государственных органах и уже в сентябре будет направлен на рассмотрение в Парламент. - Введение свободно плавающего курса тенге, по заверениям экспертов, благоприятно подействует на экономику страны. Но как быть малообеспеченным гражданам, работникам бюджетной сферы? Их доходы и так невысоки, теперь же они рискуют оказаться за чертой бедности. - Правительство такого «поворота» событий не допустит. Глава государства на совещании по дальнейшим мерам экономической политики поручил, с учетом нынешних условий, перенести на 2016 год отложенную ранее до 2017 года реализацию социальных инициатив, включая внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих, повышение зарплаты административных госслужащих, пособий инвалидам и стипендий. Государством будут исполнены все ранее принятые на себя социальные обязательства, а ряд из них, включая повышение пособий по инвалидности и по потере кормильца, на 25% планируется реализовать уже с начала следующего года. Данное повышение затронет около 670 тысяч получателей пособий. Кроме того, в 2016 году в связи с изменением размера месячного расчетного показателя будут проиндексированы все виды пособий, выплачиваемых из республиканского бюджета, в том числе пособия семьям, имеющим детей, специальное государственное пособие. Не менее важная задача для нас - не допустить роста безработицы. Правительством разработан План оперативных мер, включающий пять направлений и нацеленный на поддержку как экономики в целом, так и ее отраслей. Действия Правительства и Нацбанка будут сосредоточены на поддержке реального сектора экономики и стимулировании частных инвестиций, занятости и создании рабочих мест, поддержании финансовой стабильности. Резюмируя, подчеркну: в стране создана эффективно действующая система социальной защиты казахстанцев, есть комплекс мер поддержки малообеспеченных граждан. Действующая несколько лет «Дорожная карта занятости-2020» также доказала свою эффективность: благодаря механизмам этой программы, несмотря на сложные для экономики годы, нам удалось не только сдержать рост, а, наоборот, снизить безработицу в стране. Работа эта будет продолжаться, и ни один казахстанец, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, не останется без внимания и поддержки со стороны государства. Автор: Ирина Игнатова29 августа 2015, 09:45
Источник: Сайт газеты «Казахстанская правда»