Эксперты НПП считают, что попытки манипулировать НДС дадут обратный эффект, и вместо увеличения поступлений в бюджет налоговики получат рост «теневой» экономики.
Изменения, вносимые в Налоговый кодекс, могут привести к росту социальной напряженности, считают эксперты НПП. 29 августа этого года Правительством РК внесен в Мажилис Парламента РК проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования». Проанализировав изменения, эксперты Департамент правовой защиты предпринимателей пришли к выводу, что ряд предлагаемых норм могут привести к серьезным проблемам. Например, в законопроекте предлагается снизить пороговое значение для постановки на регистрационный учет по НДС с 59,4 млн. тенге до 6,4 млн. тенге и упразднить добровольную постановку на регистрационный учет по НДС. Также, в законопроекте предлагается установить порог для постановки на учет по НДС в размере 3234 МРП (действующий предел 30 000 МРП). Напомним, что Месячный расчетный показатель (МРП) равен 1 982 тенге. По информации Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, в результате нововведений количество плательщиков НДС увеличится на 60 % (с 97 тысяч до 161 тысячи). Однако, по мнению экспертов Департамента правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен», данная информация не соответствует действительности, поскольку необходимость в постановке на учет по НДС возникнет практически у всех субъектов малого бизнеса, кроме применяющих специальный налоговый режим на основе патента (число предпринимателей, применяющих упрощенную декларацию - свыше 400 тысяч). Эксперты считают, что снижение порогового значения для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС приведет к резкому росту количества плательщиков НДС, увеличению и усложнению документооборота. В условиях жесткого налогового администрирования и налогового давления это приведет к риску перехода хозяйствующих субъектов в «теневую» экономику с переливом капитала в торгово-посреднические сферы вместо материального производства. Кроме того, учитывая низкую налоговую грамотность, особенно среди субъектов малого бизнеса и в сельской местности, возрастет риск ошибок при исчислении налоговых обязательств с дальнейшим наложением штрафных санкций со стороны органов государственных доходов. А это, в свою очередь, может способствовать росту социальной напряженности среди малого предпринимательства. Также предлагаемое исключение добровольной постановки на регистрационный учет по НДС снизит инвестиционную привлекательность Казахстана, поскольку вновь создаваемые юридические лица-инвесторы не смогут встать на регистрационный учет по НДС до завершения инвестиционного проекта и начала его реализации (в случае с крупным инвестором, срок с момента регистрации юридического лица до начала реализации готовой продукции может длиться до 5 лет, в течение которого инвестор лишится права поставить в зачет НДС по приобретенным товарам и услугам, приходящимся на объект строительства). Эксперты считают, что попытки манипулировать НДС в нынешней ситуации могут возыметь обратный эффект, и вместо увеличения поступлений в бюджет, налоговики получат рост «теневой» экономики, разорившиеся предприятия, отток инвестиций из экономики страны.