Накануне Дня защиты детей Сбербанк провел годовое общее собрание акционеров. Оно оказалось самым интересным за последние годы. В частности, акционеры Сбербанка неожиданно для государства защитили одного взрослого. Портал Банки.ру решил выделить наиболее важные сюжетные линии этой истории.
Пролог
Головной офис Сбербанка похож на зону досмотра пассажиров аэропорта. В здании на улице Вавилова установлены мини-контрольно-пропускные пункты с металлоискателями. Ни один из держателей акций не пройдет незамеченным. Ослепительно улыбаясь, акционеров встречают модели с обложек журналов — сотрудницы Сбербанка. Звучит корпоративная музыка — для создания рабочего настроения.
С небольшим интервалом в зал проходят экс-министр финансов Алексей Кудрин, пока еще первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев, а также учителя, инженеры, представители средств массовой информации. Не проходит только будущий главный герой собрания — ему пришлось срочно уехать в Париж… Впрочем, обо всем по порядку.
Сюжет первый. Google-моголь
Президент — председатель правления Сбербанка Герман Греф начинает выступление перед акционерами с небольшим опозданием. Греф выглядит, как главный тренер футбольной мюнхенской «Баварии» Юпп Хайнкес, только что выигравший с клубом Лигу чемпионов, Бундеслигу и Кубок Германии. Его выступление — отчет о выдающихся рекордах и замечательных достижениях.
«Несмотря на замедление темпов экономического роста (в России. — Прим. ред.), Сбербанк в 2012 году показал очень хорошие финансовые результаты, — говорит Греф. — Банк достиг рекорда по размеру активов и объему выданных кредитных средств, размеру операционного дохода, а также по заработанной чистой прибыли. 2012 год был самым успешным в истории банка: не только с точки зрения его финансовых результатов, но и с точки зрения качественных изменений, превращения Сбербанка в международную финансовую группу».
Греф, видимо, оказался неплохим учителем «танцев». Приходя на этот пост пять с половиной лет назад, он обещал научить «слона» танцевать, обслуживать клиентов качественно и быстро. И сейчас пустился в воспоминания: «Обслуживаться у нас было долго и неудобно, в отделениях стояли длинные очереди, клиенты были недовольны, и тогда данная проблема стала основным фокусом нашей деятельности… На сегодняшний день мы все же развернули Сбербанк лицом к клиенту».
Но теперь у Грефа новые заботы. Став самым лучшим танцором среди слонов, Сбербанк замахивается на ультрасовременные «танцы». «Огромные угрозы в проигрыше в конкуренции с новыми, очень быстрыми, очень современными компаниями, которые выходят на рынок финансовых услуг», — отметил президент Сбербанка. Причем конкурировать крупнейший банк страны собирается не с банками, а с лучшими IT-компаниями — Google, Apple, Samsung, Yandex. «Это для нас огромный вызов», — сказал Греф. Но пока вызовом для руководства Сбербанка стал вполне рутинный процедурный вопрос — выборы членов наблюдательного совета.
Сюжет второй. Врешь, не уйдешь!
Абсолютным хитом общего собрания акционеров Сбербанка оказалось избрание бежавшего за рубеж уже бывшего ректора Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриева в наблюдательный совет. Хотя Гуриев заранее честно написал заявление с просьбой исключить его имя из списка претендентов «по личным обстоятельствам». Действительно, вынужденные мигранты в этот компетентный орган Сбербанка пока не входили. Однако убежать из Сбербанка Гуриеву оказалось сложнее, чем из России. Его фамилия осталась в бюллетенях.
«Несмотря на то что в понедельник, 27 мая, Сергей Гуриев отозвал свою кандидатуру, она была включена в утвержденный бюллетень для голосования. Акционеры имели возможность отдать за него свои голоса. Голоса, уже отданные акционерами, должны учитываться», — пояснил директор правового департамента Сбербанка Игорь Кондрашов. По его словам, в четверг (накануне собрания) в Сбербанк поступило заключение Федеральной службы по финансовым рынкам: если голоса, отданные за взявшего самоотвод Гуриева, не будут учтены при выборе членов набсовета, это станет нарушением прав акционеров. «Это может явиться основанием для оспаривания решений собрания об избрании наблюдательного совета. Мы не можем взять на себя такой риск, господин Гуриев должен остаться в списке кандидатов», — заявил Кондрашов.
Гуриев не просто остался, он стал абсолютным чемпионом, так сказать, получил приз зрительских симпатий миноритарных акционеров. В итоге кумулятивного голосования он набрал больше всех голосов акционеров — 22,7 млрд (по стоимости). Даже Герман Греф набрал 20,3 млрд. Даже за бывшего главу Министерства финансов Алексея Кудрина отдали всего 12,1 млрд голосов.
Еще никогда кандидат в набсовет не избирался голосами одних миноритариев — без поддержки Банка России или самого «Сбера». Тем более что в собрании участвует только их часть: в этом году на собрании зарегистрировались владельцы 76,92% обыкновенных акций, при том что 52,32% находятся во владении ЦБ. Это может означать, что кандидатуру бывшего ректора РЭШ все-таки или поддержал основной акционер Сбербанка, или сам банк отдал за Гуриева голоса миноритариев, выдающих доверенности на голосование. Если учесть, что Гуриев в хороших личных отношениях с Грефом, можно смело говорить: акционеры Сбербанка послали большой привет государству и Следственному комитету, из-за которого вынужден был экстренно покинуть страну бывший ректор РЭШ.
Позднее на пресс-конференции по итогам собрания акционеров глава Банка России Сергей Игнатьев, переизбранный на пост председателя наблюдательного совета Сбербанка, подтвердил, что ЦБ не голосовал за Гуриева. Это было бы уже прямым вызовом одного государственного органа другому. А Герман Греф заявил, что экономист может принимать участие в заседаниях «в режиме телеконференции и, может быть, когда-нибудь в режиме явки». «Если не будет — ему перестанут выплачивать вознаграждение», — уточнил президент Сбербанка.
Сюжет третий. Кто на новенького?
На 17 мест в наблюдательном совете претендовали 19 кандидатов. В итоге в надзорный орган Сбербанка были избраны четверо новичков: экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, замминистра финансов Алексей Моисеев, руководитель экспертного совета «Росгосстраха», член набсовета Россельхозбанка Илья Ломакин-Румянцев и турецкий экономист Эгильмез Ахмет Махфи. Среди новичков, несомненно, выделяется Кудрин. Два года назад, еще будучи вице-премьером и главой Минфина, он отказался номинироваться в набсовет Сбербанка. А сейчас, никаких государственных постов не занимая, согласился. Видимо, в отсутствие Гуриева именно Кудрин должен олицетворять в глазах мировой общественности представителей вымирающего племени либералов в руководящих органах Сбербанка. Особенно если всё более активно курсирующие слухи об уходе Грефа с поста главы Сбербанка подтвердятся.
Сюжет четвертый. «Ты куда, Алексей?»
Еще одним неожиданным героем собрания акционеров Сбербанка стал первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. Накануне собрания некоторые СМИ написали, что Улюкаев покинет свой пост и станет министром экономического развития вместо Андрея Белоусова. Его молва давно прочит на место помощника президента вместо уходящей на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Пока еще глава Центробанка Сергей Игнатьев (его полномочия истекают в конце июня) сказал, что Улюкаев не подавал заявления об уходе. «Разные темы обсуждали, но об этом (уход Улюкаева из Центробанка в МЭР. — Прим. ред.) не говорили, — заявил глава регулятора. — Не было заявления». Сам Улюкаев отказался комментировать информацию о возможной смене места работы. «Этого нет в повестке дня. Не комментирую», — сказал Улюкаев. Впрочем, судя по истории с Гуриевым, события у нас в стране могут развиваться стремительно и непредсказуемо.
Сюжет пятый. Богатенькие буратины
Собрание акционеров Сбербанка обсуждало девять вопросов. По традиции один из них был самым интересным для миноритариев — распределение прибыли и уплата дивидендов. Акционеры утвердили рекомендации набсовета выплатить дивиденды за рекордный по прибыли прошлый год по 2,57 рубля на одну обыкновенную и по 3,20 рубля на одну привилегированную акцию. Таким образом, Сбербанк раздал своим акционерам чуть более 17% заработанных в прошлом году денег, или почти 58 млрд рублей.
Михаил ТЕГИН, Наталья РОМАНОВА,