Два из трех крупнейших мировых производителей банкоматов решили «пожениться»
На днях стало известно о достижении договоренности о приобретении американской компанией Deibold, одним из крупнейших мировых производителей банкоматов, своего европейского конкурента – германской Wincor Nixdorf. Портал Банки.ру разбирался, как эта сделка повлияет на российский рынок банкоматов.
Сумма сделки по приобретению американцами германского банкоматного гиганта должна составить 1,8 млрд долларов и обещает стать крупнейшей в истории Diebold. Остроты ситуации добавляет то, что оба участника сделки входят в «большую тройку» лидеров отрасли, причем первую позицию прочно занимает другая американская компания, NCR.
Diebold, основанная в 1859 году в качестве производителей банковских сейфов, представила первый прототип многофункционального банкомата в 1967 году и с тех пор является одним из столпов индустрии. Первыми в России банкоматами стали именно аппараты Diebold, установленные банком «Столичный» в 1991 году.
Основным рынком для Diebold остаются США, там компания успешно конкурирует с мировым лидером – NCR. При этом мировая доля продаж банкоматов и у NCR, и у Diebold относительно невысока. Она не превышает 25% за счет слабого присутствия на рынках Европы и Азии, где есть сильные локальные производители. В этом свете приобретение Wincor Nixdorf, занимающей около 70% европейского рынка, выглядит сильным ходом. Однако с этим согласны не все эксперты.
Так, в NCR относительно этой сделки настроены критически. «Процесс слияния простым не будет, из-за географических и культурных различий между США и Германией, а также из-за очень похожих продуктов. Интеграция свяжет руки обеим сторонам на много лет вперед. Поэтому мы не волнуемся», – заявил представитель NCR в Европе.
По оценкам аналитиков компании Equinet, синергия слияния позволит сэкономить компаниям до 120 млн евро в год на исследования и разработку именно за счет похожести продуктов. Однако, чтобы этого добиться, компаниям придется провести серьезную реорганизацию, которая обойдется недешево.
Оба участника сделки сейчас испытывают серьезные трудности из-за падения спроса на банкоматы в США и Европе. Весной этого года Wincor Nixdorf была вынуждена сократить 1 100 сотрудников из 9 000, Diebold также объявила о введении мер жесткой экономии. В целом мировой рынок банкоматов растет, но новая объединенная компания со своей суммарной долей в 35% существенных выгод от этого не получит, так как рост ожидается по большей части за счет Среднего Востока и Африки. За рост или хотя бы сохранение доли на этих рынках еще предстоит побороться с NCR и азиатскими производителями банкоматов.
Что касается России, тут «тройка» занимает еще более четко обозначенные места. По оценкам генерального директора компании «ЛАН АТМсервис» (группа компаний «ЛАНИТ») Андрея Владимирова, из 140 тыс. банкоматов, эксплуатирующихся в России, на NCR приходится не менее 80 тыс. (57%), на Wincor – не менее 30 тыс. (21%) и на Diebold не более 8 тыс. (6%).
«Безусловно, NCR сохранит и укрепит свое лидерство, – считает Андрей Владимиров. – Стабильная и мощная компания с понятной рынку командой и сильными партнерами, с обновленным модельным рядом и высоким уровнем текущего доверия рынка к бренду – все это в условиях нестабильности и кадровой чехарды, сопровождающей любые присоединения (особенно когда слабый присоединяет к себе сильного), несомненно, создаст в России для NCR тактические преимущества на горизонте года – двух лет.
Кроме того, как считает Владимиров, это слияние может заметно ослабить бренд Wincor в России: «На способности самих компаний продавать банкоматы объединение никак не повлияет – сколько, где, что продавали, там то и будут продавать. Возможен некий спад из-за восприятия рынком бренда Diebold как плохо представленного на рынке России и проецирования этого восприятия на бренд Wincor после завершения сделки».
«Для NCR большим вызовом является текущая экономическая ситуация, нежели конкуренты», – полагает Александр Петров, директор по процессингу Промсвязьбанка.
Тут уместно вспомнить о штрафе, который два года назад Diebold заплатила в США. Как сообщало агентство Reuters, компанию обвинили в подкупе банкиров в Китае, Индонезии и России. Согласно исковому заявлению, поданному американскими надзорными органами, российская дочерняя компания Diebold с 2005 по 2008 год оплачивала своему дистрибьютору неоказанные услуги, а деньги попадали сотрудникам, ответственным за закупку банкоматов в своих банках. Несмотря на такие не слишком чистоплотные меры, российский рынок так и не покорился Diebold, оставшись вотчиной NCR и Wincor Nixdorf.
Более оптимистично смотрит на перспективы сделки директор департамента розничного бизнеса Росгосстрах Банка Андрей Борискин: «В случае если сделка состоится, конечно, на рынке появится очень серьезный конкурент текущему лидеру – компании NCR, которая на сегодня занимает более 40% российского парка банкоматов. Да, NCR – это хорошо знакомый российским банкам и раскрученный бренд, к которому многие банки привыкли. Но в целом на сегодня по функциональности банкоматы основных производителей примерно одинаковы. Жесткая конкуренция в настоящее время ведется не за качество самих банкоматов, а за качество их послепродажного обслуживания. И здесь потенциально новый игрок может побороться за лидерство».
Директор дирекции дивизиона операционного управления ОТП Банка Сергей Гусев полагает, что если сделка состоится, то в некоторой перспективе (2–5 лет) из-за синергетического эффекта появится новый мощный игрок с консолидированной технологической базой. «Надеемся, что объединенная компания составит достойную конкуренцию NCR и в перспективе потеснит текущего лидера. Кроме того, увеличат свою долю и другие игроки рынка», – говорит Гусев.
Вице-президент, директор департамента платежных сервисов и систем банка «Открытие» Александр Дынин считает, что для наших банков слияние банкоматных гигантов пройдет практически незаметно: «Полагаю, что глобальная сделка, если она состоится, не окажет существенного влияния на российский рынок банкоматов в среднесрочной перспективе. Последний год рынок новых устройств переживает не лучшие времена, и такая тенденция, скорее всего, сохранится еще два-три года. На этом фоне я не ожидаю какого-либо передела. На мой взгляд, обсуждаемое слияние не поменяет глобальную расстановку сил. По крайней мере, вряд ли этот фактор станет решающим для банков при закупке техники».
«В целом рынок банкоматов сейчас находится в стадии стагнации, а совокупный объем продаж их в РФ исчисляется сотнями штук в месяц. Поэтому говорить об изменении 130-тысячного рынка банкоматов в краткосрочной перспективе не приходится: чтобы поменять картину, надо продавать их тысячами в месяц, а не сотнями», – пояснил порталу Банки.ру директор департамента дистанционного банковского обслуживания Бинбанка Алексей Дегтярев.
«В то же время недалек тот период (моя оценка – год-два, но многое зависит и от макроэкономической ситуации в стране), когда банки массово начнут замену устаревших банкоматов на новые, и вот здесь, в зависимости от набранного темпа, может произойти ряд интересных вещей. В первую очередь, при желании заменить банкомат банк обращается к поставщику этого банкомата с простым предложением – поменять старый на новый. И в данном случае мы понимаем, что половина всех таких обращений будет приходиться на объединенную компанию Wincor – Diebold, что дает ей шанс существенно повысить долю продаж своего оборудования на рынке. Какой игрок по итогу окажется в лидерах, во многом зависит от подхода к таким запросам, от скорости и качества их отработки, от наличия решений по замене б/у устройств на новые», – заключает Дегтярев.
Михаил ДЬЯКОВ,