Рынок автокредитов в 2015 году стремительно сдувался
Рейтинг российских автокредитных банков, составленный Банки.ру, показал, что ситуация на рынке автокредитования в первом полугодии 2015 года не менее плачевна, чем на рынке ипотеки. И льготная госпрограмма не спасает положение. На авторынке не только резко падают выдачи кредитов, но и растет уровень просрочки.
Автостоп
Если данные по ипотеке для рейтинга Банки.ру кредитные организации предоставляли неохотно, то желания высылать данные по автокредитам у них, похоже, не было вообще. Поэтому в рейтинге автокредитных банков по итогам 2014 года приняла участие 51 кредитная организация, а по итогам первого полугодия 2015 года – 32.
При этом Сбербанк традиционно предоставил данные по своей группе, в которую наряду с ним входит Сетелем Банк (на него сейчас приходятся все выдачи группы), а данные по Русфинанс Банку и Росбанку консолидированно представлены в рамках группы Societe Generale в России.
Лидером по объему портфеля автокредитов физлицам в первом полугодии текущего года является группа Сбербанка России с показателем по портфелю в 126,7 млрд рублей. На втором месте с небольшим отрывом – группа Societe Generale в России (124,4 млрд рублей). Замыкает тройку лидеров ВТБ 24 – его портфель насчитывает кредитов на 101,1 млрд рублей.
В десятку лучших «автобанков» по портфелю также входят ЮниКредит Банк (60,5 млрд рублей), Тойота Банк (39,5 млрд рублей), Меткомбанк из Череповца и «Уралсиб» (по 19 млрд рублей).
Совокупный портфель автокредитов участников рейтинга на 1 июля 2015 года составил 363,2 млрд рублей. Для сравнения: на 1 января 2015 года совокупный портфель тех же участников равнялся 654 млрд рублей.
Действительно, как и в случае с ипотекой, объемы «автопортфелей» некоторых банков существенно сжались.
К примеру, в группе Сбербанка России портфель выданных физлицам автокредитов с января по июль 2015 года сократился со 144,5 млрд до 126,7 млрд рублей, в группе Societe Generale – со 143,8 млрд до 124,4 млрд рублей, а в ВТБ 24 – со 117,6 млрд до 101,1 млрд рублей.
Также заметное сокращение портфеля автокредитов за этот промежуток видно в ЮниКредит Банке, Тойота Банке, «Уралсибе», Московском Кредитном Банке, АйМаниБанке, Челиндбанке и некоторых других.
Впрочем, единицам удалось нарастить портфель. Так, Плюс Банк увеличил объем своего «автопортфеля» за рассматриваемый период с 8,6 млрд до 10,9 млрд рублей.
Стоит отметить, что лучшую динамику по росту портфеля автокредитов за первое полугодие 2015 года показал Плюс Банк (плюс 27,88%). Практически все банки показали отрицательную динамику, наибольшее падение замечено у Челиндбанка (минус 75,88%), портфель которого снизился с 1 млрд до 248,7 млн рублей.
Просрочка растет
30 банков согласились предоставить данные о доле неплатежей по автокредитам. Средний уровень просрочки по ним равняется 7,75%. Наименьшая просрочка отмечена у банка «Центр-Инвест» (0,79%), наибольшая – у Инвесткапиталбанка (17,50%), который впоследствии был присоединен к СМП Банку.
У некоторых банков с января по июль текущего года просрочка выросла в два раза. В банке «Российский Капитал» уровень просрочки за это время увеличился с 0,85% до 1,88%, в Связь-Банке – с 0,80% до 2,15%, в Плюс Банке – с 1,81% до 2,48%, в Первобанке – с 1,17% до 3,29%, в АйМаниБанке – с 1,79% до 5,72%, в БыстроБанке – с 3,74% до 5,78%, в Челиндбанке – с 3,40% до 8,57%, в «Уралсибе» — с 5,94% до 9,48%.
Участники рейтинга сократили не только объемы портфелей, но и выдачи автокредитов в первом полугодии 2015 года по сравнению со вторым полугодием 2014-го (такая же ситуация наблюдается на ипотечном рынке). В целом участники рейтинга выдали в первом полугодии 2015 года автокредитов на 59,4 млрд рублей. При этом их общие выдачи за второе полугодие 2014 года составляли 190,9 млрд рублей.
Больше всего кредитов на автомобили за первые шесть месяцев нынешнего года выдали группа Сбербанка (18,9 млрд рублей), группа Societe Generale (15 млрд рублей) и ВТБ 24 (12,7 млрд рублей).
Абсолютно все банки, предоставившие валютную разбивку, указали, что выдачи автокредитов в первые шесть месяцев 2015 года осуществлялись ими в рублях.
Кредитные организации преимущественно выдают автокредиты на легковые автомобили. Среди участников рейтинга, поделившихся разбивкой по видам ссуд, кредиты на мототранспорт выдавали в первом полугодии 2015 года ВТБ 24, ЮниКредит Банк, Меткомбанк (Череповец) и «Центр-Инвест». На водный транспорт не выдавал кредит ни один из представленных банков.
Банки-участники в основном предоставляют заемные средства клиентам на покупку нового авто. Так, Росбанк, «Уралсиб», «Возрождение» и РосЕвроБанк выдавали кредиты только на новые машины. При этом у Плюс Банка, АйМаниБанка, Балтинвестбанка, Инвесткапиталбанка (сейчас «влился» в СМП Банк) основная часть выдач приходилась на покупку именно подержанных автомобилей.
Куда мы едем
Исполнительный директор и директор департамента банковских продуктов Плюс Банка Кирилл Григорьев указывает, что снижение объема портфелей и выдач банков относительно автокредитов связано как минимум с тремя причинами.
Во-первых, с ростом ставок на рынке автокредитования, вызванным повышением ключевой ставки. Платеж по кредитам вырос, а кредитование стало менее доступным продуктом для населения.
Во-вторых, с подорожанием новых авто из-за роста курса доллара. «Цены на новые авто поднялись минимум на 30%. Также покупательский бум конца 2014 года, вызванный ростом курса доллара, спровоцировал спрос на авто со стороны тех клиентов, которые планировали покупку в 2015 году. Соответственно, спрос в первый половине 2015 года был ниже обычного, характерного для первого полугодия уровня», — уточняет Григорьев.
В-третьих, в ожидании кризиса автодилеры заказали меньше автомобилей на 2015 год — во время потребительского бума конца 2014 года были раскуплены многие машины, и в первый половине 2015-го наблюдался дефицит авто у дилеров, отсюда «просело» и автокредитование.
«Во втором полугодии 2015 года заработала «на полную» программа льготного автокредитования, что позволило рынку «просесть» не на 50%, а только на 30%. Также восстановился обычный спрос, и стоимость фондирования снизилась», — говорит наш собеседник.
Григорьев уверен, что, помимо сокращения выдач, влияние на рынок автокредитования и рост просрочки по нему оказал кризис конца 2014 года, когда в банках прошли сокращения персонала, а у неблагонадежных заемщиков появились кризисные настроения – меньшее желание платить по кредитам. Впрочем, во втором полугодии 2015 года все эти факторы ушли.
Неследование трендам рынка Плюс Банком, а именно рост его «автопортфеля» и выдач на общем фоне общего спада Григорьев объясняет концентрацией банка именно на автокредитовании. Во время резкого подъема ключевой ставки регулятором Плюс Банк не останавливал выдачу автокредитов надолго, а продолжал кредитовать.
«В начале года многие банки, увидев резкий рост стоимости фондирования, ушли надолго пересматривать подходы к ценообразованию, потеряв долю рынка на этот момент. Выйдя на рынок, таким банкам уже сложнее было договориться по условиям кредитования с автосалонами — многие наши партнеры перевели поток заявок на нас. В течение 2015 года многие активные в прошлом игроки рынка автокредитования пересмотрели стратегию и вообще отказались от автокредитования или сильно сократили рыночные позиции: АйМаниБанк, банк «Советский», Европлан Банк, «Уралсиб», Райффайзенбанк, Балтинвестбанк, — перечисляет Григорьев. — Также немаловажную роль сыграл выбранный нами сегмент — подержанные авто, цена на которые так резко не выросла по сравнению с авто на первичном рынке. Соответственно, нам удалось вырасти за счет увеличения доли рынка».
Так как в декабре этого года заканчивается срок действия госпрограммы субсидирования автокредитных программ, Григорьев ожидает снижения спроса на 30% по автокредитованию на новые авто за первое полугодие 2016 года.
«Доля кредитов по госпрограмме составляет около 50%, но после закрытия программы не все клиенты переключатся на классические программы (ставка по которым выше на 7—8%)», — обосновывает он свою точку зрения.
Начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Александр Мартынов согласен, что на сокращение «автопортфелей» прежде всего повлиял спад продаж новых автомобилей в течение всего текущего года. Так, в среднем, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по 2015 году спад составляет 40%.
«При этом традиционная срочность автокредитов в средних значениях не превышает три года, то есть существующие кредиты быстро погашаются. Совокупность этих двух факторов является основной причиной снижения кредитных портфелей банков», — отмечает Мартынов. На снижение выдач, по его мнению, повлияло несколько факторов. Во-первых, продажи в I квартале нового года всегда меньше, чем в IV квартале предыдущего. Во-вторых, кроме уже указанного снижения продаж автомобилей, сократился также и уровень продаж в кредит. В среднем он упал с 40% в IV квартале 2014 года до 15—20% в I квартале 2015-го. Соответственно, два этих фактора повлияли на темпы выдачи автокредитов. «Государственная программа льготного автокредитования объективно оживила рынок и вывела во втором квартале 2015 года выдачи автокредитов на здоровый уровень (в среднем 40% в масс-сегменте). С уверенностью можно утверждать, что без госпрограммы падение рынка было бы значительнее. В этой связи ЮниКредит Банк поддерживает нашего партнера — ассоциацию «Российские автомобильные дилеры», которая продолжает тесно сотрудничать с Минпромторгом и работает над возможностью возобновления госпрограммы в 2016 году», — заявил Банки.ру Мартынов.
По словам начальника отдела разработки продуктов департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексея Бессонова, продажи на рынке автокредитования зависят от многих факторов. К примеру, в I квартале 2015 года доля автокредитования на рынке новых автомобилей составляла всего 20,1%. По результатам первого полугодия 2015 года, по данным экспертов, этот показатель вырос и в среднем составил 31%.
«По сравнению с началом 2015 года продажи заметно увеличились, но все же остаются меньше аналогичного периода прошлого года. Причина — в основном сокращение самого автомобильного рынка. В отношении снижения наших показателей могу сказать, что в этом году мы успешно завершили трансформацию бизнеса автокредитования Societe Generale в России. Так, в июле 2015 года была успешно завершена передача автокредитования в дилерском канале из Росбанка в Русфинанс Банк. В свою очередь, Росбанк продолжает предлагать автокредиты в канале прямых продаж», — комментирует Бессонов. Он полагает, что наличие госпрограммы в области автокредитования, несомненно, сыграло основополагающую роль в сдерживании падения рынка и роста спроса на автокредиты начиная со II квартала текущего года.
«Потребители уже настолько привыкли к предложению льготных процентных ставок, что отсутствие госпрограммы льготного кредитования может оказать негативное влияние на спрос. Но потенциал развития рынка автокредитования, определенно, есть, — рассуждает Бессонов. — Не стоит забывать о поддержке производителями своих фирменных программ, о высокой конкуренции на рынке, в рамках которой банки разрабатывают новые продукты и предлагают интересные привлекательные условия. За последние девять лет в России уже встречались взлеты и падения на рынке автомобилей и автокредитования. Мы помним удачный 2008 год, когда еще не было госпрограммы, и провальный 2009-й. За ним следовал период восстановления. Потом был рекордный 2012 год, после чего рынок опять вернулся в стадию регресса. Несмотря на завершение госпрограммы в 2015 году, мы все же надеемся на поддержку государства в 2016-м и не меньшую активность производителей автомобилей на рынке».
Анна ДУБРОВСКАЯ,