Банк России в 2015 году метал громы и молнии в адрес недобросовестных банков
На начало 2015 года российская банковская система насчитывала более 800 кредитных организаций, баррель нефти марки Brent торговался немногим выше отметки 56,2 доллара, а курс доллара находился на отметке 56,3 рубля. Банки.ру проанализировал, как изменилась банковская система за год, который уже успели назвать «новой реальностью».
Сложившиеся тенденции уходящего года изменили экономические реалии, в которых функционирует отечественная банковская система. Стимулирующие меры, принятые Банком России в конце 2014 и в 2015 году, были направлены прежде всего на подавление развивавшихся кризисных явлений.
Снижение ключевой ставки не привело к росту кредитования
В течение первый половины 2015 года Банк России планомерно и филигранно снижал ключевую ставку. Однако эта мера не нашла отражения в каком-то бурном росте кредитования, что вполне логично. Кредиты по таким ставкам (в итоге за год ключевая ставка упала с 17% до 11% годовых, но не менялась с августа) все еще являлись дорогими. Ведь повышение ключевой ставки в декабре 2014 года сразу с 10,5% до 17% привело к росту стоимости фондирования для банков едва ли не в разы. К середине года ряд банков отличился, меняя условия привлечения постфактум и в одностороннем порядке, что послужило поводом для нескольких громких скандалов и судебных разбирательств. В числе отличившихся банков фигурировали Тинькофф Банк, «Балтика», РосинтерБанк, Инвестрастбанк (ИТБ), «Еврокоммерц», Дил-Банк, «Бенефит», Антал Банк, «Тусар» и еще с десяток других.
С августа 2015 года ключевая ставка Банка России зафиксировалась на уровне в 11% и с тех пор остается неизменной. Совет директоров ЦБ РФ аргументирует данное решение увеличением инфляционных рисков при сохранении рисков охлаждения экономики. К тому же во втором полугодии начался новый виток падения мировых цен нефть. Однако есть все основания полагать, что в случае возникновения благоприятного макроэкономического фона Банк России вернется к снижению ставки.
Прибыль падала, просрочка росла
Согласно последнему опубликованному на сайте ЦБ РФ обзору банковского сектора РФ, по состоянию на 1 ноября 2015 года совокупная сумма ссудной задолженности и прочих размещенных средств составила 54,97 трлн рублей, что на 7,32 трлн рублей, или 15,36%, выше, чем аналогичный показатель годом ранее (47,65 млрд рублей). Основной причиной роста послужила переоценка валютных активов.
Но самым явным индикатором текущего положения дел в банках является катастрофический рост объемов просроченной задолженности. На 1 ноября 2015 года объем просроченных кредитов достиг 2,85 трлн рублей, тогда как годом ранее этот показатель составлял 1,82 трлн рублей. Значительнее всего рост просроченной задолженности заметен в секторе корпоративного кредитования. Также показательным является снижение прибыльности банковского сектора более чем в 3,5 раза: на 1 ноября 2015 года банки заработали всего 193,13 млрд рублей по сравнению с 731,98 трлн годом ранее.
Основной причиной снижения прибыльности сектора являются рост резервов на возможные потери, а также снижение чистого процентного дохода в связи с дороговизной привлечения ресурсов.
Взглянув на реальные цифры, невозможно не прийти к выводу о наличии системного банковского кризиса. На этом фоне заявления об отсутствии кризисных явлений в банковском секторе РФ со стороны руководителей различных министерств и ведомств выглядят не слишком адекватными. Достаточно лишь вспомнить о том, что государство через ЦБ РФ и АСВ потратило на дополнительную капитализацию банков более 1 трлн рублей.
Что примечательно, такое же мнение высказывает глава крупнейшего банка страны Герман Греф: «Если каждый пятый банк банкрот и больше 2 триллионов рублей госпомощи – это не кризис, тогда я не знаю, что такое кризис».
В настоящий момент вопрос о том, каким образом банкам удастся выйти из сложившейся ситуации целыми и невредимыми, остается открытым.
Год консолидации
Активная консолидация участников банковского рынка, начатая в 2014 году, продолжилась и в 2015-м. И если в докризисные времена инвесторы вели борьбу между собой за покупку того или иного финансового института по стоимости, равной его нескольким капиталам, то сегодня тот или иной актив иногда можно заполучить, по сути, даром – преимущественно в виде его санации. В результате, помимо всех кризисных тенденций, на рынке можно выделить и другой ключевой тренд – продолжающуюся консолидацию активов в секторе.
Среди крупнейших сделок этого года можно выделить присоединение МДМ Банка к группе «Бин» (сделка входит в топ-10 самых крупных сделок M&A в 2015 году в РФ), банков «Возрождение», Первобанка и Автовазбанка к Промсвязьбанку, «Петрокоммерца» к ФК «Открытие». Консолидация рынка происходила преимущественно за счет роста частных банковских групп. Активы и рыночные доли крупнейших госбанков почти не росли, в то время как частные банковские группы существенно увеличили свою долю на рынке.
Более того, состав лидеров рынка измененился: в начале 2015 года в пятерке крупнейших впервые оказался частный банк – «ФК Открытие», активы которого выросли почти вдвое, с 1,5 трлн до 2,8 трлн рублей. К слову, недавно подписанный президентом закон о моратории на участие иностранных капиталов в российских банках (доля не должна превышать 50%) также может сыграть значительную роль в процессе консолидации банковского сектора РФ.
Санация: спасение или головная боль?
Не менее важным инструментом поддержания стабильности банковской системы является санация банков, которая позволяет оставить тонущую кредитную организацию на плаву, при этом планомерно решая ее проблемы. Этот метод зачастую применяется в том случае, когда у банка существует большой объем обязательств перед населением. Однако здесь нужно детально подходить к вопросу с точки зрения реальности финансового оздоровления организации и правильности оценки положения банка. Иногда размеры проблем и «дыр» в капиталах банков выясняются далеко не сразу, что выливается в обращения санаторов за дополнительными средствами к АСВ и ЦБ РФ.
Кроме того, санируемые банки приносят немало головной боли в виде своей убыточной деятельности для всей банковской группы, к которой они присоединились в процессе санации (тут наиболее показателен пример банковской группы «Бин»).
Банк России в 2015 году стал активнее применять механизмы санаций. Наиболее крупными банками стали: «Уралсиб», Рост Банк, «Траст», «Экспресс-Волга», «Таврический», Фондсервисбанк и ряд других.
Санация проблемных банков является эффективным инструментом поддержки сектора и сама по себе как инструмент сомнений не вызывает. Однако в последнее время все больше вопросов возникает к эффективности конкретных санаций и наличию должного контроля за ними со стороны регулятора.
Докапитализация в помощь
В начале года в целях повышения финансовой устойчивости отечественного банковского сектора и подготовки его к возможным будущим потрясениям правительство выделило АСВ 1 трлн рублей. Выделенные средства должны были пойти на докапитализацию системно значимых банков через облигации федерального займа. Для этих целей в январе советом директоров АСВ был утвержден список из 27 банков с капиталом свыше 25 млрд руб.
Эта помощь позволила увеличить достаточность капитала ключевых кредитных организаций, что было сделано весьма вовремя, учитывая то, какими темпами в 2015 году ухудшалось качество активов и какое давление на капитал оказывали убытки и расходы по дополнительному резервированию на возможные потери. Во многом именно этот оперативный и своевременный шаг правительства позволил избежать более широких и разрушительных последствий для банковского сектора и поддержать шаткое равновесие в отрасли. В программу докапитализации вошли ВТБ, ВТБ 24, Банк Москвы, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-Банк, банки «ФК Открытие», «ХМБ Открытие», «Санкт-Петербург», «Россия», «Уралсиб», «Ак Барс», «Югра», «Зенит», «Петрокоммерц», «Глобэкс», «Возрождение», Промсвязьбанк, МКБ, Связь-Банк, МДМ Банк, Бинбанк, МТС-Банк, Новикомбанк, Абсолют Банк, Московский Индустриальный Банк и Совкомбанк.
Позже еще 8,5 млрд рублей зарезервировали для поддержки региональных банков, капитал которых превышал 5 млрд рублей. Однако некоторые из банков получать ОФЗ отказались, опасаясь жесткого контроля государства за расходованием средств. Свое согласие на участие в программе подтвердили пять региональных банков: Татфондбанк, Азиатско-Тихоокеанский Банк, Запсибкомбанк, МБСП и Первобанк. Еще пять региональных банков отказались от возможности пополнить капитал за счет госсредств (Уральский Банк Реконструкции и Развития, Сургутнефтегазбанк, «Кубань Кредит», Саровбизнесбанк и Челябинвестбанк). Позже к программе был добавлен банк «Русский Стандарт» с объемом возможной докапитализации 5 млрд рублей.
К концу года на политическом уровне было принято решение о финансовой поддержке госкорпорации «Внешэкономбанк» путем передачи пакета ОФЗ. Объемы помощи пока не утверждены, однако предварительная оценка потребности ВЭБа в поддержке, произведенная Банком России, составила 1,5 трлн рублей. Столь колоссальная сумма, сопоставимая с планируемым дефицитом бюджета РФ на 2016 год, во многом связана с олимпийскими стройками, кредиты по которым Внешэкономбанку теперь фактически придется возвращать государству.
Послабление перед ужесточением
Также стоит отметить, что ЦБ РФ совместно с АСВ в период с конца 2014 года – начала 2015 года, помимо докапитализации банковского сектора, предпринимал ряд мер, которые давали некоторые послабления при учете активов и расчете нормативов. Так, были приняты решения по переносу сроков вступления в силу нормативов ликвидности, в том числе по «Базелю III»; возможности расчета банками валютных активов, переоценки портфеля ценных бумаг. Все эти меры были приняты регулятором для того, чтобы дать возможность банкам адаптироваться к резко изменившимся условиям.
При этом Банк России решил не отступать от взятого курса на принятие стандартов «Базеля III» и уже с 1 января 2016 года нас ждет ввод новых стандартов, ужесточающих банковское регулирование и надзор. В частности, будут изменены некоторые правила оценки активов по уровню риска и введен ряд новых повышающих коэффициентов (в основном при оценке валютных активов), а также внесен ряд изменений, касающихся расчета собственных средств банков. Все эти факторы также окажут давление на капитал, а следовательно, и на его достаточность в банковской системе в целом. Чтобы нивелировать данный момент, ЦБ РФ также с 1 января снижает норматив достаточности совокупного капитала Н1.0 до 8%, а норматив достаточности базового капитала Н1.1 – до уровня в 4,5%.
Рекорд по отзыву лицензий
Курс ЦБ РФ на очищение банковского сектора от «неблагополучных» банков не просто продолжился, а даже стал еще более напористым в 2015 году.
На момент написания статьи с начала 2015 года Банк России отозвал лицензии у 106 кредитных организаций (включая небанковские кредитные организации). Годом ранее лицензий решились 89 организаций. Среди основных причин отзыва лицензий: высокорискованная кредитная политика, вложение средств в низкокачественные активы, утрата капитала в результате предписания регулятора досоздать резервы на возможные потери, транзитные операции и фальсификация отчетности. С большой долей вероятности подобная политика в отношении зачистки банковского сектора продолжиться и в течение следующего года.
В декабре 2015 года президент Сбербанка России Герман Греф выразил уверенность, что в следующем году лицензий лишатся еще порядка 10% банков.
В 2015 году с банковского рынка исчезли две заметные частные группы – банковская группа Анатолия Мотылева и группа «Лайф». «Дыра» в балансе лишенного лицензии банка «Российский Кредит» пока является крупнейшей, составив, по последним данным, более 100 млрд рублей. После отзыва лицензии у Пробизнесбанка (крупнейшего банка ФГ «Лайф»), регулятор начал массовую проверку портфелей ценных бумаг у банков, которые держат бумаги в иностранных депозитариях и не используют свои ценные бумаги для сделок РЕПО с регулятором.
Наиболее заметными в 2015 году стали отзывы лицензий у Пробизнесбанка, «Российского Кредита», Нота-Банка, банков «Связной», «Адмиралтейский», «Балтика», РСБ 24 (Русславбанк) и Маст-Банка.
В числе важных событий уходящего года можно также выделить проблемы, с которыми столкнулся крупный столичный Внешпромбанк, о проблемах которого стало известно в середине декабря. «Дыра» в бюджете Внешпромбанка, по некоторым данным, оценивается в 180–200 млрд рублей. К образованию «дыры» могло, в частности, привести кредитование под сомнительные залоги компаний, аффилированных с руководством банка. Если данная информация подтвердится, размер «дыры» в балансе этого банка побьет все рекорды.
К сожалению, случаи возникновения проблем у крупных банков в 2015 году участились. И доверия теперь не вызывает даже тот факт, что банк входит в топ-100 или даже в топ-50 по активам.
Сокращение сотрудников
В сложившихся жестких условиях банки стали сокращать свои операционные расходы. Оптимизация численности персонала и количества отделений является известным способом, к которому прибегают организации в целях повышения операционной эффективности и уменьшения расходов. Сокращения приходятся, как правило, на рядовых сотрудников. По разным данным, в этом году работы лишились более 30 тыс. банковских сотрудников. Справедливости ради стоит отметить, что вклад в сокращение расходов на персонал вносят не только отзывы лицензий, но также сделки слияния и поглощения.
При этом Банк России намерен и дальше продолжать работу по выведению с рынка слабых игроков, а глава ЦБ Эльвира Набиуллина считает, что банковская сфера, как и вся экономика РФ, переживает сейчас нелегкие времена, но никакого кризиса в секторе нет.
На конец года число кредитных организаций приближается к 700, баррель нефти марки Brent торгуется на отметке 36,2 доллара США, а курс доллара протестировал рекордную отметку в 70 рублей. АСВ обращается к Банку России за расширением кредитного лимита на предстоящий период для выплат возмещений по вкладам еще на 140 млрд рублей, а Минфин США расширяет санкционный список российских банков…
Информационно-аналитическая служба Банки.ру