Кризис способствует сближению разных социальных слоев общества Фото: Paul White/AP/ТАСС Россияне отмечают, что цены на различные товары и услуги существенно выросли в последнее время. Одновременно опросы показывают, что среднестатистической российской семье нужно порядка 23 тыс. рублей в месяц на человека, чтобы сводить концы с концами. Исследования также дают понять, что суммы, которые россияне считают показателем счастливого существования, снижаются из года в год. Портал Банки.ру разбирался, является ли это временным изменением в умах потребителей под влиянием кризиса или формируется установка нации на долгосрочную бедность.
А жизнь подорожала...
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) изучил отношение россиян к росту цен на различные категории товаров и услуг. Выяснилось, что в начале года соотечественники замечали большее подорожание неотъемлемых вещей и товаров в своей жизни. Тем не менее процент тех, кто до сих пор видит увеличение цен, еще очень велик.
Так, 83% опрошенных отметили, что подорожали коммунальные платежи. При этом каждый второй обратил внимание, что цены на ЖКХ выросли значительно. 77% респондентов также указали, что увеличились цены на мясные продукты, 60% — на крупы и макароны, 72% — на молочные продукты, 65% — на овощи и фрукты, а 66% — на хлебобулочные изделия.
Недовольны россияне и ростом трат на проезд. Более половины опрошенных (63%) заметили, что выросла цена на бензин, а 48% наблюдают рост стоимости проезда в общественном транспорте.
Кстати, если брать контент-анализ компании «Медиалогия», тема «рост цен» упоминалась около 500 тыс. раз в российских СМИ за последний год. Пик упоминаемости приходится на три зимних месяца.
Три бутерброда с колбасой — и ни в чем себе не отказывай
На фоне удорожания продуктов и услуг, которое заметно россиянам, примечателен другой опрос ВЦИОМа. По его данным, для того, чтобы «сводить концы с концами», семье в России нужно порядка 23 тыс. рублей в месяц на человека. Для жителей сельской местности этот показатель стремится к 17,5 тыс., а для двух столиц составляет 25 тыс. рублей.
«Бедными, по мнению наших сограждан, являются семьи со средним доходом на человека 11,2 тыс. рублей. Москвичи и петербуржцы, жители других «миллионников» порогом бедности считают суммы в 12,5 тыс. и 13 тыс. рублей, тогда как жители малых городов и сел – 10,4 тыс. и 10 тыс. рублей. Те, кто, по своим словам, «едва сводят концы с концами» и порой не имеют средств для покупки продуктов, считают порогом бедности 13,5 тыс. рублей в месяц. Те, кто материально более обеспечен, склонны занижать эту планку – до 10,2 тыс. рублей», — говорится в исследовании ВЦИОМа.
Для понимания: с точки зрения государства, в России бедными считаются люди с доходом ниже прожиточного минимума, который в I квартале 2015 года составляет 9,7 тыс. рублей в месяц. Для трудоспособного населения этот показатель находится на уровне 10,4 тыс. рублей, для пенсионеров – 7,9 тыс., для детей – 9,5 тыс.
«Для обычной российской семьи из трех человек ежемесячная сумма в 23 тысячи рублей на человека, скорее всего, включает в себя бензин на дорогу от дома до работы и обратно, два проездных билета на общественный транспорт в месяц, около 3 тысяч платы за квартиру и столько же – на оплату света, стационарной и мобильной телефонной связи, а также оплату ежедневного рациона в два столовых яйца, три бутерброда с колбасой или сыром, тарелку борща, кусок курицы или котлету с гарниром из картофеля или риса, а также стакан кефира на одного человека», — подсчитал начальник аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
«23 тысячи рублей в месяц на сегодняшний день — это минимальная сумма, необходимая одной семье из трех человек, чтобы сводить как-то концы с концами, при условии, что у них есть собственное жилье. Из этой суммы 3—4 тысячи рублей каждый месяц будет уходить на ЖКХ, до 10 тысяч рублей — на продукты первый необходимости, еще около 5 тысяч рублей нужно тратить на транспорт и оставшееся — на походы к врачам, покупку одежды и товаров второй необходимости, — говорит ведущий аналитик компании MFX Capital Антон Краско. — Понятно, что из этой суммы отложить какие-то сбережения не получится и что в зависимости от региона разница сумм, необходимых для минимального достатка, довольно значительная. Скажем, в Москве для относительно нормального существования семьи необходимо минимум 40 тысяч рублей в месяц, а если речь идет еще о том, что надо снимать жилье, сумма доходит до 60 тысяч. На Северном Кавказе вполне достаточно 17—18 тысяч рублей, а, например, в Туве и 15 тысяч рублей нормально».
Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева обращает внимание на то, что 23 тыс. рублей в разных регионах будут иметь разную покупательную способность. Например, в Тульской области 23 тыс. рублей — это выше средней заработной платы, а в Якутии 23 тыс. рублей — это очень мало, так как цены там значительно выше общероссийских.
Краско напоминает, что предпочтения и настроения населения меняются в зависимости от экономической ситуации в стране. При падении уровня жизни снижаются и запросы потребителей, это нормальная ситуация. При улучшении экономической конъюнктуры потребительские настроения будут улучшаться.
В деньгах счастье
Даже сумму, которая россиянам нужна для счастливого существования, в своих головах наши соотечественники уже снизили. Весной рекрутинговый портал Superjob.ru в очередной раз спросил своих посетителей «Сколько денег в месяц вам достаточно, чтобы чувствовать себя счастливым человеком?». Оказалось, что если в 2010 году средняя озвученная сумма составляла 188 тыс. рублей, а в 2014 году – 173 тыс., то в 2015-м она упала уже до отметки в 162 тыс. рублей.
Так что же, жители России, «проникнувшись» кризисом, решили жить по уму, а не по желаниям?
Михаил Крылов считает, что в России сейчас можно говорить о завершении потребительского цикла. Культура потребления сохранилась, но в определенных сословиях. Однако говорить о завершении потребительской цивилизации, при которой наблюдается культ потребления, преждевременно.
«Цивилизация заканчивается при повышении уровня финансовой грамотности. Когда человек понимает выгоды разнообразных финансовых продуктов – например, отличие инвестпортфеля от банковского депозита. Пока этого не произошло, нельзя ожидать ни банковского бума, ни повышения уровня сбережений, — комментирует эксперт. — Мы имеем дело с кризисом располагаемого дохода. В больших городах люди стали жить беднее, в селах уровень немного вырос. Выравнивание доходов – это идея, близкая к социальной справедливости. Мегаполисам она далась очень нелегко. По этой причине москвичи и петербуржцы оценивают сумму, нужную для жизни без излишеств, немного ниже. Жители мегаполисов считают свой уровень жизни несколько выше провинциального, хотя далеко не всегда это соответствует действительности. Помимо этого, в крупных городах смутно представляют, насколько затратными могут стать поддержание собственного жилища и обустройство сельской жизни».
Профессор грузчику товарищ
Как бы то ни было, полагает Крылов, о каком-то единстве национального потребительского поведения россиян говорить не приходится.
«О проблемах говорить не принято, — сетует он. — В действительности у многих россиян во время кризиса появилось больше общего с соседями по различным иерархиям. Например, у клерков появились единые экономические интересы с менеджерами среднего звена, а у работников умственного труда — с врачами-реаниматологами и портными, машинистами и строителями, водителями и грузчиками. Тем не менее корпоративной культуры внутри ремесел и групп похожего материального уровня совсем не хватает для того, чтобы сформулировать единое мировоззрение. Следовательно, консолидация экономических классов может идти разве что в скрытой форме».
По мнению Анны Кокоревой, момент осознания, что в стране наступил кризис, пришел к людям в конце 2014 года. Сейчас это стало еще более очевидным.
«Если в начале кризиса экономили лишь бедные слои общества, отказавшись от мяса и других дорогостоящих продуктов, то сейчас класс выше среднего тоже начинает экономить, отказываясь от поездок за границу и выбирая отечественные курорты. И чем сильнее будет кризис, тем сильнее будет заметна экономия среди населения, — комментирует она. — Говорить об окончании культа вещей я бы не спешила: богатые люди были, есть и будут. Но, конечно, общество потребителей сузилось. Учитывая, что население экономит вынужденно, а не осознанно, по завершении кризиса все вернется на круги своя».
Анна ДУБРОВСКАЯ,
Кризис способствует сближению разных социальных слоев общества Фото: Paul White/AP/ТАСС Россияне отмечают, что цены на различные товары и услуги существенно выросли в последнее время. Одновременно опросы показывают, что среднестатистической российской семье нужно порядка 23 тыс. рублей в месяц на человека, чтобы сводить концы с концами. Исследования также дают понять, что суммы, которые россияне считают показателем счастливого существования, снижаются из года в год. Портал Банки.ру разбирался, является ли это временным изменением в умах потребителей под влиянием кризиса или формируется установка нации на долгосрочную бедность. А жизнь подорожала. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) изучил отношение россиян к росту цен на различные категории товаров и услуг. Выяснилось, что в начале года соотечественники замечали большее подорожание неотъемлемых вещей и товаров в своей жизни. Тем не менее процент тех, кто до сих пор видит увеличение цен, еще очень велик. Так, 83% опрошенных отметили, что подорожали коммунальные платежи. При этом каждый второй обратил внимание, что цены на ЖКХ выросли значительно. 77% респондентов также указали, что увеличились цены на мясные продукты, 60% — на крупы и макароны, 72% — на молочные продукты, 65% — на овощи и фрукты, а 66% — на хлебобулочные изделия. Недовольны россияне и ростом трат на проезд. Более половины опрошенных (63%) заметили, что выросла цена на бензин, а 48% наблюдают рост стоимости проезда в общественном транспорте. Кстати, если брать контент-анализ компании «Медиалогия», тема «рост цен» упоминалась около 500 тыс. раз в российских СМИ за последний год. Пик упоминаемости приходится на три зимних месяца. Три бутерброда с колбасой — и ни в чем себе не отказывай На фоне удорожания продуктов и услуг, которое заметно россиянам, примечателен другой опрос ВЦИОМа. По его данным, для того, чтобы «сводить концы с концами», семье в России нужно порядка 23 тыс. рублей в месяц на человека. Для жителей сельской местности этот показатель стремится к 17,5 тыс., а для двух столиц составляет 25 тыс. рублей. «Бедными, по мнению наших сограждан, являются семьи со средним доходом на человека 11,2 тыс. рублей. Москвичи и петербуржцы, жители других «миллионников» порогом бедности считают суммы в 12,5 тыс. и 13 тыс. рублей, тогда как жители малых городов и сел – 10,4 тыс. и 10 тыс. рублей. Те, кто, по своим словам, «едва сводят концы с концами» и порой не имеют средств для покупки продуктов, считают порогом бедности 13,5 тыс. рублей в месяц. Те, кто материально более обеспечен, склонны занижать эту планку – до 10,2 тыс. рублей», — говорится в исследовании ВЦИОМа. Для понимания: с точки зрения государства, в России бедными считаются люди с доходом ниже прожиточного минимума, который в I квартале 2015 года составляет 9,7 тыс. рублей в месяц. Для трудоспособного населения этот показатель находится на уровне 10,4 тыс. рублей, для пенсионеров – 7,9 тыс., для детей – 9,5 тыс. «Для обычной российской семьи из трех человек ежемесячная сумма в 23 тысячи рублей на человека, скорее всего, включает в себя бензин на дорогу от дома до работы и обратно, два проездных билета на общественный транспорт в месяц, около 3 тысяч платы за квартиру и столько же – на оплату света, стационарной и мобильной телефонной связи, а также оплату ежедневного рациона в два столовых яйца, три бутерброда с колбасой или сыром, тарелку борща, кусок курицы или котлету с гарниром из картофеля или риса, а также стакан кефира на одного человека», — подсчитал начальник аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. «23 тысячи рублей в месяц на сегодняшний день — это минимальная сумма, необходимая одной семье из трех человек, чтобы сводить как-то концы с концами, при условии, что у них есть собственное жилье. Из этой суммы 3—4 тысячи рублей каждый месяц будет уходить на ЖКХ, до 10 тысяч рублей — на продукты первый необходимости, еще около 5 тысяч рублей нужно тратить на транспорт и оставшееся — на походы к врачам, покупку одежды и товаров второй необходимости, — говорит ведущий аналитик компании MFX Capital Антон Краско. — Понятно, что из этой суммы отложить какие-то сбережения не получится и что в зависимости от региона разница сумм, необходимых для минимального достатка, довольно значительная. Скажем, в Москве для относительно нормального существования семьи необходимо минимум 40 тысяч рублей в месяц, а если речь идет еще о том, что надо снимать жилье, сумма доходит до 60 тысяч. На Северном Кавказе вполне достаточно 17—18 тысяч рублей, а, например, в Туве и 15 тысяч рублей нормально». Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева обращает внимание на то, что 23 тыс. рублей в разных регионах будут иметь разную покупательную способность. Например, в Тульской области 23 тыс. рублей — это выше средней заработной платы, а в Якутии 23 тыс. рублей — это очень мало, так как цены там значительно выше общероссийских. Краско напоминает, что предпочтения и настроения населения меняются в зависимости от экономической ситуации в стране. При падении уровня жизни снижаются и запросы потребителей, это нормальная ситуация. При улучшении экономической конъюнктуры потребительские настроения будут улучшаться. В деньгах счастье Даже сумму, которая россиянам нужна для счастливого существования, в своих головах наши соотечественники уже снизили. Весной рекрутинговый портал Superjob.ru в очередной раз спросил своих посетителей «Сколько денег в месяц вам достаточно, чтобы чувствовать себя счастливым человеком?». Оказалось, что если в 2010 году средняя озвученная сумма составляла 188 тыс. рублей, а в 2014 году – 173 тыс., то в 2015-м она упала уже до отметки в 162 тыс. рублей. Так что же, жители России, «проникнувшись» кризисом, решили жить по уму, а не по желаниям? Михаил Крылов считает, что в России сейчас можно говорить о завершении потребительского цикла. Культура потребления сохранилась, но в определенных сословиях. Однако говорить о завершении потребительской цивилизации, при которой наблюдается культ потребления, преждевременно. «Цивилизация заканчивается при повышении уровня финансовой грамотности. Когда человек понимает выгоды разнообразных финансовых продуктов – например, отличие инвестпортфеля от банковского депозита. Пока этого не произошло, нельзя ожидать ни банковского бума, ни повышения уровня сбережений, — комментирует эксперт. — Мы имеем дело с кризисом располагаемого дохода. В больших городах люди стали жить беднее, в селах уровень немного вырос. Выравнивание доходов – это идея, близкая к социальной справедливости. Мегаполисам она далась очень нелегко. По этой причине москвичи и петербуржцы оценивают сумму, нужную для жизни без излишеств, немного ниже. Жители мегаполисов считают свой уровень жизни несколько выше провинциального, хотя далеко не всегда это соответствует действительности. Помимо этого, в крупных городах смутно представляют, насколько затратными могут стать поддержание собственного жилища и обустройство сельской жизни». Профессор грузчику товарищ Как бы то ни было, полагает Крылов, о каком-то единстве национального потребительского поведения россиян говорить не приходится. «О проблемах говорить не принято, — сетует он. — В действительности у многих россиян во время кризиса появилось больше общего с соседями по различным иерархиям. Например, у клерков появились единые экономические интересы с менеджерами среднего звена, а у работников умственного труда — с врачами-реаниматологами и портными, машинистами и строителями, водителями и грузчиками. Тем не менее корпоративной культуры внутри ремесел и групп похожего материального уровня совсем не хватает для того, чтобы сформулировать единое мировоззрение. Следовательно, консолидация экономических классов может идти разве что в скрытой форме». По мнению Анны Кокоревой, момент осознания, что в стране наступил кризис, пришел к людям в конце 2014 года. Сейчас это стало еще более очевидным. «Если в начале кризиса экономили лишь бедные слои общества, отказавшись от мяса и других дорогостоящих продуктов, то сейчас класс выше среднего тоже начинает экономить, отказываясь от поездок за границу и выбирая отечественные курорты. И чем сильнее будет кризис, тем сильнее будет заметна экономия среди населения, — комментирует она. — Говорить об окончании культа вещей я бы не спешила: богатые люди были, есть и будут. Но, конечно, общество потребителей сузилось. Учитывая, что население экономит вынужденно, а не осознанно, по завершении кризиса все вернется на круги своя». Анна ДУБРОВСКАЯ,