По наблюдениям МВД, теневые схемы по обналичиванию денежных средств стали перетекать из банковского сектора в брокерскую сферу и на оптово-розничные рынки. Факт перетекания зафиксировал ранее также Росфинмониторинг, не уточняя, где именно теперь совершаются незаконные операции. По мнению экспертов, надзор за брокерами, которых в настоящее время курирует мегарегулятор, скорее всего, ужесточится.
В связи с усилением контроля за банковским сектором со стороны Центробанка осуществление теневых схем становится все более затруднительным. «Наиболее распространенными теневыми схемами в банковском секторе являются обналичивание, конвертация, безналичные платежи в пользу нерезидентов, — перечисляется в официальной информации, предоставленной порталу Банки.ру
пресс-службой МВД. — На этом фоне появляются новые виды обналичивания денежных средств».Прежде всего обналичивание денежных средств в большом объеме происходит через оптово-розничные рынки, говорят в МВД. «На них граждане Китая, Вьетнама и других стран торгуют за наличный расчет и имеют потребность отправлять деньги
в родные страны. Наличные денежные средства с торговых точек поступают в кассы представителей теневого бизнеса, а безналичные со счетов фиктивных офшоров — в адрес иностранного получателя», — объясняют схему в пресс-службе МВД.Кроме того, по данным официальных представителей силового ведомства, нередко для обналичивания используются брокерские схемы. «Безналичные денежные средства поступают на счет брокерской компании с целью покупки ценных бумаг, а через непродолжительное время возвращаются назад уже в наличной форме», — сказано в сообщении пресс-службы МВД.
В августе этого года были приняты меры по ужесточению контроля теневых схем в банковском секторе. Так, Росфинмониторинг
увеличил для банков список сделок в сфере недвижимости, о которых ему необходимо сообщать. То есть банки будут уведомлять о сделках с недвижимостью, если прописано условие о ее выкупе. Если сумма платежа за аренду достигнет 3 млн рублей, то банк будет обязан направить об этом сообщение в Росфинмониторинг.Кроме того, согласно указанию главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, банки с августа должны сообщать Росфинмониторингу о расторжении договоров по депозитам, если это произошло по инициативе банка. А на днях зампред ЦБ Михаил Сухов сообщил, что Банк России
формализовал критерии отзыва лицензий у банков, которые проводят сомнительные операции более чем на 5 млрд рублей или 5% дебетовых оборотов в течение одного квартала.Притом, как отмечали в Росфинмониторинге, нелегальный капитал из банковского сектора начал уходить в те сферы, где меньше надзора и регулирования.
«Я наблюдаю два вида теневых схем на рынке брокерских услуг, — говорит управляющий директор компании «Третий Рим» Александр Просвиряков. — Во-первых, невольной жертвой теневых операций становятся непрофессиональные брокеры, которые даже не подозревают о происходящем. Во-вторых, на рынке, вероятно, есть брокеры, сознательно втянутые в коррупционные схемы. Я уверен, что профессиональные брокеры имеют возможность оперативно выявлять подозрительные операции и реагировать на них соответствующим образом».
По словам начальника отдела экономической защиты банка «Глобэкс» Егора Прохорова, схемы с использованием счетов брокерских организаций всегда занимали определенную долю рынка незаконного обналичивания средств. С ним солидарен и гендиректор компании Nettrader.ru Денис Матафонов. «Есть фирмы, которые действительно работают с клиентами, но в России их всего около двадцати. Остальные компании так или иначе используются для отмываний, и это было всегда. Так что я бы не сказал, что это новая тенденция», — комментирует Матафонов.
Как говорит специалист департамента торговли и продаж компании UFS IC Алексей Кущ, в целом контроль за брокерской деятельностью компаний в последнее время ужесточается. Это, что довольно закономерно, связано с появлением финансового мегарегулятора в лице Банка России. Так, был предложен проект введения нормативов достаточности капитала для брокеров по аналогии с кредитными организациями, приводит пример Кущ.
Но пресечение теневых операций — это, скорее, задача МВД, чем регулятора, отмечает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. «Регулятор может создать условия для фильтрации брокерского бизнеса, чтобы на рынке остались только те компании, которые занимаются своей прямой деятельностью», — считает он.
Но все равно стоит ожидать ужесточительные меры, направленные на ликвидацию теневых схем в брокерской деятельности, говорит Кущ из UFS IC. «Это связано с тем, что с начала текущего года Россия стала председателем FATF (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег). Деятельность этой группы направлена на повышение прозрачности компаний и связана в том числе с раскрытием клиентами компаний конечных бенефициаров», — утверждает специалист департамента торговли и продаж UFS IC.
Как считает Егор Прохоров из «Глобэкса», финансовые институты для пресечения теневых схем по обналичиванию денежных средств могут использовать увеличенные тарифы на снятие наличных. Но вряд ли это выход, ведь в таком случае пострадают честные клиенты. Поэтому, говорит Прохоров, организации в свою очередь должны более плотно работать с клиентами, более детально анализировать отчетность, аудиторские заключения.
По мнению же Дениса Матафонова, представителя брокерского рынка, ужесточение контроля сектора невозможно. «В противном случае и без того хилый рынок брокерских услуг просто вымрет. Вообще, по моим наблюдениям, в секторе происходит не реальная борьба с отмыванием, а лишь ее имитация. Проблема в том, что масштабы не так велики — несколько миллиардов рублей в год, в то время как в банковском секторе обороты в несколько сотен», — заключает он.
Юлия ТИТОВА,