23 мая, Москва - В Президент-отеле (Москва) прошел Круглый стол, организованный «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) при поддержке ГК «Российские автомобильные дороги» на тему «Возможности для использования механизмов контрактов жизненного цикла (КЖЦ) при реализации проектов строительства платных автомобильных дорог».
Знаковое для российской автодорожной отрасли мероприятие собрало более 130 участников – представителей федеральных и региональных органов власти, крупнейших российских строительных компаний и финансовых институтов, а также экспертов рынка.
«Сегодня мы создаем платформу для обмена опытом, знаниями, идеями с последующей выработкой решений, которые в дальнейшем позволят нам реализовывать стратегические задачи по развитию автодорожной отрасли страны, поставленные Правительством. И мы постараемся, чтобы этот формат обмена мнениями превратился в действенный инструмент нашей совместной работы», - отметил Председатель Правления Газпромбанка, Председатель наблюдательного совета ГК "Российские автомобильные дороги" Андрей Акимов, открывая мероприятие.
Важность диалога между всеми участниками рынка инфраструктурных проектов подчеркнул в своем выступлении и Председатель правления ГК "Российские автомобильные дороги" Сергей Кельбах: «Мы рассматриваем эту площадку как первый опыт формирования сообщества, вниманию которого в последующем будут представляться все долгосрочные проекты, предлагаемые к реализации. Государственная компания "Автодор" в настоящее время уже внедряет механизмы государственно-частного партнерства в проекты строительства и содержания скоростных дорог, используя самые разные контрактные схемы (КЖЦ, инвестиционное соглашение, операторский контракт). И мы надеемся, что с привлечением банковского сообщества и частного бизнеса, возможности и разнообразие форм реализации проектов существенно расширятся. Мы рады, что Газпромбанк вышел с инициативой такого Круглого стола, собравшего самый широкий круг экспертов рынка. Эта инициатива поможет нам получить те самые новые импульсы, которые сегодня просто необходимы автодорожной отрасли».
В рамках Круглого стола эксперты представили доклады и обменялись мнениями по наиболее актуальным вопросам международного и российского опыта финансирования, строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог, а также обсудили практические аспекты применения механизма контрактов жизненного цикла при реализации проектов строительства дорог на основе ГЧП.
Формат КЖЦ может стать актуальной схемой реализации проектов строительства дорог на основе ГЧП, прежде всего – в рамках государственной программы по созданию опорной сети скоростных федеральных автомагистралей (как платных, так и бесплатных участков).
Программа деятельности Государственной компании "Автодор" на долгосрочный период (2011 - 2019 годы) предусматривает строительство и реконструкцию около 2 тысяч км автомобильных дорог. Запланированный объем инвестиций составит 1,4 трлн. руб., из которых 26% составят привлеченные частные инвестиции". Из них основную часть составят банковские кредитные ресурсы.
Финансирование инфраструктурных проектов является одним из стратегических направлений развития деятельности Газпромбанка. ГПБ имеет значительную накопленную экспертизу в инфраструктурном секторе и проектах, реализуемых на принципах ГЧП (в том числе в проектах строительства платных автодорог) - как в качестве организатора финансирования и кредитора, так и в качестве инвестора.
Департамент по информационной политике
телефон: +7 (495) 428 49 16
+7 (495) 719 15 50
* * *
Справка:
Долгосрочные комплексные контракты, или контракты жизненного цикла (КЖЦ) – новый формат государственно-частного партнерства, предусмотренный изменениями в Закон "О концессионных соглашениях", которые были инициированы Министерством транспорта РФ и рассмотрены Госдумой в первом чтении в начале 2012 года. Новая редакция концессионного закона подразумевает, что государство сможет заключать с инвесторами комплексные соглашения как на проектирование и строительство, так и на содержание инфраструктурного объекта в рамках единого жизненного цикла. Эта модель позволит создать условия для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты, а также будет стимулировать строительных подрядчиков к ответственному исполнению взятых на себя обязательств. Закон также содержит определенный защитный механизм для инвестора, гарантирующий концессионеру окупаемость инвестиций. Одна из схем предполагает, что, построив объект инфраструктуры, концессионер сможет получать регулярные эксплуатационные (сервисные) платежи непосредственно от государства, для которого эта бизнес-схема станет возможностью приобретать инфраструктурные объекты в многолетнюю рассрочку.
"Газпромбанк" (Открытое акционерное общество) – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, предоставляющий широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансовым институтам, институциональным и частным инвесторам. Входит в тройку крупнейших банков России по всем основным показателям и занимает третье место в списке банков Центральной и Восточной Европы по размеру собственного капитала.
ГПБ обладает развитым инвестиционным бизнесом, имеет уникальный опыт в сфере реализации крупнейших инфраструктурных проектов страны. Практически все крупнейшие инфраструктурные проекты в России прорабатывались при участии ГПБ, в которых банк участвовал в том или ином качестве - как финансовый консультант, организатор финансирования и инвестор, выступая как на стороне государственного, так и частного сектора. В «активе» ГПБ - такие проекты, как: Западный скоростной диаметр (Санкт-Петербург); платная автомагистраль Москва – Санкт-Петербург М-10; строительство платного съезда с федеральной трассы М-1; Платная дорога Шали-Бавлы (Татарстан) и другие. Инвестиционные эксперты Газпромбанка активно работают в составе Советов ГЧП, созданных при самых разных властных структурах: Государственной Думе, МЭР, Минфине, Минтрансе, Министерстве регионального развития РФ.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») создана 17 июля 2009 года. Цель компании – создание и развитие сети скоростных платных магистральных автомобильных дорог и их бесплатных дублеров, поддержание этих дорог в надлежащем состоянии, увеличение их пропускной способности, развитие объектов дорожного сервиса.
В доверительном управлении государственной компании «Автодор» находятся трассы М-1 «Беларусь» протяженностью 449 км, М-4 «Дон» (1517 км) и М-3 «Украина» (488 км). С февраля 2011 года «Автодор» является ответственным исполнителем строительства скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург (от лица концедента в проекте строительства головного участка трассы, с 15 по 58 км) и строительства обхода подмосковного города Одинцова на трассе М-1, где «Автодор» также выступает концедентом. Кроме того, «Автодору» переданы функции ответственного исполнителя в рамках проекта строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. Более подробную информацию о Государственной компании «Автодор» можно получить на сайте www.russianhighways.ru