Исламское финансирование сегодня является одним из самых быстрорастущих рынков. Услуги на нем оказываются по принципам шариата, при этом не нарушаются законы страны, где ведется банковская деятельность. Исламский подход обладает рядом преимуществ, однако формирование новой деловой среды в России предполагает содействие через соответствующие акты законодательного и финансового характера. О том, что такое исламское финансирование, его сути, принципах и возможности внедрения в РФ делится Вице-президент ООО «Внешпромбанк» Владислав Ситников.
Реалии последних лет заставляют большинство жителей России, не относящих себя к мусульманам, с настороженностью относиться к словосочетаниям, содержащим в себе определение «исламский». Причин тому довольно много – достаточно вспомнить актуальный и уже печально известный термин «исламское государство», ставший популярным в последние несколько месяцев. Увы, урон от преступной деятельности экстремистов незаслуженно бросил тень и на усилия тех, кто долгое время пытается обратить внимание участников рынка и потенциальных клиентов из числа жителей нашей многоконфессиональной страны на принципы «исламского финансирования». К сожалению, недоверчивое восприятие данного явления характерно не только для простых граждан, но и для многих представителей властных структур, по-своему расшифровывающих стоящие рядом слова «ислам» и «финансы» — как нечто, имеющее отношение к финансированию исламских экстремистов. И для того чтобы развеять этот опасный миф, недостаточно внести изменения в законодательство. А вот для того чтобы подобный альтернативный банкинг получил право доказать на практике свою жизнеспособность, без кардинального пересмотра нормативно-правовой базы не обойтись.
Так что же такое исламское, или альтернативное, или беспроцентное, или долевое финансирование? Названий у этого сегмента масса, и, конечно, в рамках небольшой заметки назвать все нюансы столь обширного направления просто невозможно. Если сказать вкратце, то суть функционирования исламских банков заключается в соблюдении жестких требований ислама как религии, запрещающей операции как привлечения, так и размещения денежных средств под процент, а также финансирование отраслей экономики, которые связаны с производством и употреблением алкоголя, торговлей оружием и прочими неугодными объектами.
Однако ни в коем случае не стоит бездумно смешивать религиозные основы зарождения продуктов, составляющих основу понятия «исламские финансы», и их экономическую сущность, которая вполне может использоваться вне догм ислама. Если мы будем относиться к внедрению принципов альтернативного банкинга как к одному из вариантов развития нашей финансовой системы, благодаря чему в экономику страны будут вовлечены деньги, лежащие сейчас мертвым грузом у людей, соблюдающих исламские традиции, проблематика его внедрения сразу уйдет из плоскости культурно-религиозной в практическое русло.
Не забывайте, что в России живет порядка 20 млн мусульман. Да, конечно, большинство из них в первую очередь в силу невозможности соблюдения всех норм, предписанных их религией в отношении операций с денежными средствами, вольно или невольно нарушает запреты. Но, во-первых, нет ничего плохого в том, чтобы предоставить им подобную возможность, а, во-вторых, привлечь к активной финансовой жизни и тех, кто хочет во всем оставаться в рамках правил своей религии. Говорить о потенциальном объеме этого нового источника привлечения денег в экономику сложно, но не стоит забывать и о том, что пожелать воспользоваться этими услугами могут и приверженцы других религий, которые, не будучи мусульманами, могут счесть данный подход к работе финансового учреждения более честным и прозрачным по сравнению с традиционными банковскими продуктами. В данной ситуации на помощь придет использование понятия «альтернативный банкинг», или «банкинг с равноправным участием». Это позволит избежать определенного оттенка несправедливости в отношении последователей других религий, а также предложить тем из них, кто придерживается высоких общечеловеческих идеалов, более нравственные возможности для распоряжения собственными сбережениями.
Резюмируя, можно сказать, что так называемые исламские окна, которые должны открывать для обслуживания заинтересованных в подобных услугах клиентов обычные банки, могут и должны соседствовать с обычными рабочими местами банковских специалистов. Однако в таком окне специалист не сможет предложить клиенту заведомо завышенный гарантированный процент по депозитам. В идеале ему расскажут о продукте, воспользовавшись которым, он, по сути, разделит в размере своей доли риски инвестирования вместе с банком. В то же время клиент не кидает свои сбережения в общий котел с высокими ставками, но порой довольно смутными перспективами их дальнейшего перераспределения в пользу недобросовестных собственников — ему понятно, на что пойдут эти инвестиции. С другой стороны, предприниматель, пришедший к такому же окну, обслуживающему юридических лиц, может претендовать на деньги клиента, разделяя с ним риски будущего проекта. Взять деньги «просто так», используя популярную завуалированную формулировку «на развитие», увы (для недобросовестного заемщика) и к счастью (для банка и для экономики в целом), не получится. Баланс подобного спроса и предложения денег обеспечивает ту пресловутую честность происходящих операций.
Впрочем, это вовсе не означает, что в области традиционных финансов все норовят друг друга обмануть. Два разных сегмента мира финансов должны не заменять или вытеснять друг друга, а, напротив, дополнять современный рынок новыми интересными продуктами. В этой связи, к примеру, не лишним будет вспомнить об опыте Японии или нынешней ситуации в Европе, где столкнувшиеся с феноменом дефляции европейские вкладчики вынуждены наблюдать уменьшение сумм на собственных счетах из-за введения коммерческими банками негативных процентных ставок. Деньги просто должны работать, и работать на благо общества, а не воспроизводить сами себя за счет капитализации процентов, не создавая при этом никакой добавленной стоимости, столь нужной любой экономике для дальнейшего развития.
И наконец, не стоит забывать, что международный рынок исламских финансов, на котором обращаются разнообразные варианты ценных бумаг, объединенных под общим названием «сукук», может стать прекрасным источником финансирования для целого ряда отечественных отраслей, остро нуждающихся в деньгах и способных заинтересовать потенциальных инвесторов, располагающих довольно «дешевыми» средствами. Эта область не требует никаких особых изменений в действующем законодательстве. Однако не обойтись и без просветительской, пояснительной работы, которая поможет развеять упомянутые выше иллюзорные страхи, связанные с исламским финансированием, и наработать стандартизованную, понятную схему взаимодействия с этим новым для нас сегментом международного рынка.
Особенный потенциал в силу специфики «сукук» видится в области лизинговых операций (так называемая иджара) в сфере транспорта, сельского хозяйства и, как недавно было отмечено на Казанском саммите, посвященном данной проблематике, в сфере космической промышленности.
К слову сказать, в последнее время все чаще проводятся многочисленные конференции, форумы и саммиты, на которых из раза в раз повторяются верные слова и даются самые правильные пожелания энтузиастам внедрения исламского банкинга в стране. В условиях практически полного закрытия финансовых площадок Запада для заемщиков из России осознание необходимости работать в новом направлении появилось и у руководства страны. Более того, несколько финансовых институтов прямо заявляют, что уже сейчас готовы предоставлять ряд продуктов, отвечающих требованиям шариата. Если отбросить эйфорию и пафос высоких собраний, то, к сожалению, практически это представляется демонстрацией перехода от топтания к бегу на месте, что гораздо полезнее, чем топтание, но до цели при этом все равно не добраться.
Что же делать? С моей точки зрения, необходимо, во-первых, отказаться от идеи массового и повсеместного внедрения исламских продуктов по всей стране и разом всеми кредитными организациями, имеющими стандартную банковскую лицензию. Законодательство в области банковского регулирования и надзора выстраивалось в нашей стране с нуля на протяжении нескольких десятилетий и продолжает динамично развиваться и трансформироваться по сей день. Что уж говорить про такую специфичную для России область банковского дела, к которой изначально сложилось определенное предубеждение как у монетарных властей, так и у обывателей. Однако начинать с чего-то все-таки надо. В этой связи необходимо обратиться к опыту, например, Казахстана, где дальше всех продвинулись в этом вопросе, успешно совмещая и относительно эффективно используя дополнительные возможности, которые дают принципы, лежащие в основе функционирования исламских финансов. Серьезные наработки в этом вопросе есть и у представителей Фонда развития исламского бизнеса и финансов, которые являются партнерами ООО «Внешпромбанк» в области выхода на рынки стран исламского мира для потенциальных эмитентов «сукук». Однако, мне представляется, что самым эффективным был бы подход, при котором в рамках одного региона страны была бы создана экспериментальная площадка, где могли бы открываться филиалы существующих банков, заведомо получивших в ЦБ РФ отдельный вид лицензии (по аналогии с действовавшими ранее разными типами валютных лицензий или существующими лицензиями на осуществление тех или иных видов деятельности на рынке ценных бумаг) на предоставление услуг так называемого альтернативного банкинга. Мне представляется, что в силу экономических, демографических, религиозных и исторических причин подобный смелый эксперимент по силам было бы реализовать в рамках Республики Татарстан, доверив контроль и регулирование таких банков местному представителю ЦБ РФ в лице Банка Татарстана. Благодаря этому неоценимому опыту со временем (а речь может идти от двух—трех годах) можно было бы наглядно продемонстрировать, как работают теоретически известные всем нам принципы беспроцентного долевого финансирования, насколько они востребованы населением и, что, к слову сказать, также немаловажно, можно ли использовать вновь привлеченные средства для поддержки реального сектора экономики, поскольку принципы исламских финансов предполагают как раз финансирование на условиях разделения риска неудачи проекта с предприятием, занимающимся реальной деятельностью, в то время как именно такие представители малого и среднего бизнеса в рамках традиционной системы кредитования оказываются не у дел или проигрывают компаниям, занятым исключительно в сфере перепродажи того, что зачастую произведено далеко за пределами России.
Как говорится, поживем — увидим.
P.S. В ходе подготовки этого материала, на сайте Внешпромбанка был опубликован опрос на тему Исламского финансирования. В первый день опроса произошел курьезный случай, который лучше, чем цифры демонстрирует предвзятое и настороженное отношение российского населения к терминам, использующим слово «исламский». Бдительная жена одного из сотрудников банка, зайдя на сайт и увидев всплывающее окно с вопросом «Стали бы вы пользоваться услугами т.н. «Исламского окна»?» забила тревогу. Спешно обсудив создавшуюся ситуацию с мужем, решили, что сайт взломан.
По результатам проведенного на сайте опроса об исламском финансировании ответили "да" 34 человека (14,1%), "нет" - 65 человек (27%), "не знаю, что это такое" - 79 человек (32,8 %), "нет, т.к. я не мусульманин" - 63 человека (26,1 %).