Украина решила запросто отказаться от авиасообщения с Россией
Премьер Украины Арсений Яценюк настоял на наиболее жестком варианте санкций в отношении авиакомпаний из РФ, предложив запретить с 25 октября их полеты на Украину. Исключение, по данным "Ъ", коснется лишь "ЮТэйр" и "Сибири". Москва уже заявила о готовности ввести зеркальные ответные меры в отношении украинских авиакомпаний, что приведет к почти полной остановке воздушного сообщения между странами. Это грозит потерями авиакомпаниям и аэропортам Украины, а в выигрыше могут оказаться перевозчики Белоруссии и Турции, которые могут наладить транзитное авиасообщение через Минск или Стамбул.
Вчера в официальном Twitter Кабинета министров Украины появилось сообщение о том, что с 25 октября, когда начинается зимняя навигация, российским авиакомпаниям, включенным в украинский список санкций (см. "Ъ" от 18 сентября), в том числе "Аэрофлоту" и "Трансаэро", запрещено летать в города Украины. На этом на совещании настоял премьер Арсений Яценюк. Киев также запретил российским перевозчикам транзитные полеты, если на борту содержатся "товары военного назначения, двойного назначения или российская военная живая сила".
Санкции против РФ, под которые подпали 25 авиакомпаний (из крупных перевозчиков этого избежала только "ЮТэйр"), введены указом президента Украины Петра Порошенко от 16 сентября (вступил в силу во вторник после публикации в "Урядовом курьере"). Но характер санкций точно определен не был: предполагалось "ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок". Источники "Ъ" в обеих странах не исключали, что Киев ввиду неизбежных убытков местных участников рынка и ответных мер Москвы ограничится запретом на транзитные пролеты над Украиной (см. "Ъ" от 23 сентября). Но политическое руководство Украины настояло на более резких мерах.
Источник "Ъ", близкий к Мининфраструктуры Украины уточнил, что под санкции не подпадут "ЮТэйр" и "Сибирь" (S7). В компаниях отказались от комментариев. Впрочем, он уточнил, что запрет, введенный по итогам заявления премьера, еще не подкреплен документально, поэтому пока "ни один чиновник не будет его выполнять". Собеседник "Ъ" добавил, что министерству еще в феврале предлагали перекрыть железнодорожное и авиасообщение с Россией, но тогда удалось убедить Совбез Украины не делать этого. Поэтому и сейчас сохраняются шансы, что запрет ограничится заявлением премьера. По данным "Ъ", в пятницу российские авиавласти и перевозчики официальных уведомлений о запрете из Киева не получили, самолеты на Украину продолжали летать. Так, в "Аэрофлоте" сообщили, что не получали официального уведомления, но в случае отмены рейсов вернут пассажирам деньги за билеты.
Сейчас регулярные полеты в Киев, Львов и Одессу выполняют из Москвы, Петербурга и Сургута "Аэрофлот", его дочерняя АК "Россия", "Трансаэро", "Сибирь" и "ЮТэйр", "Международным авиалиниям Украины" (МАУ), "Днеправиа", "Мотор Сич" разрешены полеты из Запорожья и Днепропетровска. В Киев российские компании летают от 14 до 35 раз в неделю, украинские летают из Киева в Москву и Петербург по 13 раз в неделю в каждый город. Российские авиакомпании, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупные авиакомпании), перевезли на Украину с января по июль 303 тыс. человек, обратно — 287 тыс. человек. По подсчетам источника "Ъ", перевозки между Киевом и Москвой — это более 10% от пассажиропотока крупнейшего аэропорта Украины Борисполя. При введении запрета и симметричных российских мерах прямые и косвенные потери аэропортов Украины составят более $10 млн в сутки. "Аэрофлот" сообщал, что в 2014 году пассажиропоток в СНГ упал на 7,7%, до 2,6 млн человек, что было связано в первую очередь с отменой ряда рейсов на Украину.
Глава Минтранса РФ Максим Соколов уже заявил, что если Украина закроет воздушное пространство для российских компаний, то Москве придется принять зеркальные меры, что фактически приведет к остановке воздушного сообщения. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков отметил, что "Яценюк не вправе приостанавливать воздушное сообщение", так как "по международному праву это могут сделать только авиационные власти страны". Прекращение авиасообщения между Россией и Украиной "было бы очередным актом безумия", добавил он. Источник "Ъ" в Мининфраструктуры Украины говорит, что сильнее всего пострадает бизнес МАУ, компания уже обещала потребовать от правительства разъяснений. По подсчетам МАУ, ввод санкций и возможный российский ответ могут привести к убыткам более чем на $35 млн в год.
Но от войны авиасанкций выиграют белорусские, молдавские и турецкие перевозчики, которые наладят сообщение между Москвой и Киевом с пересадками (такая схема работала, например, когда после 2008 года остановились прямые рейсы между РФ и Грузией). По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, в выигрыше окажется, например, белорусская "Белавиа", но ей придется на неопределенный период существенно нарастить провозные мощности со всеми вытекающими из этого рисками. Глава АЭВТ Владимир Тасун считает, что из-за санкций Киева российские перевозчики прекратят летать и в Молдавию: облет Украины увеличит время рейса на полтора часа.
Пока на Украину можно добраться железной дорогой. В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что через Украину проходит один транзитный поезд до Кишинева, остальные поезда, соединяющие Россию и Украину, принадлежат "Укрзализныце" ("Украинские железные дороги") и железнодорожным администрациям стран СНГ. За восемь месяцев 2015 года число пассажиров, перевезенных всеми перевозчиками по инфраструктуре ОАО РЖД в международном сообщении с Украиной, снизилось на 48%, примерно до 1,5 млн человек.