Передавать Жилстройсбербанк (ЖССБ) в частные руки – неверное решение, поскольку в этом случае пострадает социальная функция банка, как института, занимающимся льготным жилищным кредитованием. Такое мнение высказали аналитики, комментируя инициативу правительства о привлечение стратегического инвестора в ЖССБ.
Напомним, что правительство РК планирует привлечь в Жилстройсбербанк стратегического инвестора. Об этом 22 сентября сообщил Казинформ со ссылкой на слова министра национальной экономики РК Ерболата Досаева.
«Сегодня сложилась такая ситуация, при которой (для смягчения условий кредитования жилищного строительства - ред.) нужно больше бюджетных средств для финансирования и для выдачи кредитов, то есть, любое нарушение пропорций, которое существует сегодня, 50 на 50 (условия выдачи кредитов в ЖССБ - ред.) предполагает выделения дополнительных средств из бюджета», - сказал Е. Досаев, отвечая на вопрос по поводу смягчения условий кредитования жилищного строительства по госпрограмме в связи с изменением курса тенге.
Вместе с тем министр отметил, что Жилстройсбербанк входит в топ-60 республиканских объектов.
«Мы предполагаем привлечение к нему стратегического инвестора, и вместе со стратегическим инвестором, если он придет, мы можем изменить саму тактику и стратегию развития ЖССБ, то есть, предполагаются внешние заимствования, микширование средств бюджета и инвесторских денег. Поэтому, наверное, возможность будет. Вопрос также обсуждается сегодня и в рамках общей программы обеспечения необходимой тенговой ликвидности с Национальным банком, и в рамках нее мы отдельно рассмотрим вопрос, связанный с развитием ЖССБ», - добавил Е. Досаев.
Что будет с «миссией» банка?
По словам председателя правления «BRB Invest» Галима Хусаинова Жилстройсбербанк хотят приватизировать, а это значит привлечение денег в капитал. При наличии частного стратегического инвестора будет возможность привлечь и заемное финансирование в будущем.
Однако существует большая опасность, что тогда сама миссия Банка поменяется, и не будет отвечать его первоначальному ориентиру, а именно - кредитование под низкие проценты.
«Государство таким образом пытается переложить финансирование данного института в частный бизнес в условиях дефицита бюджетных средств. Но тогда необходимо продумать и механизм субсидирования ставок», - комментирует Галим Хусаинов.
С ним согласен и независимый экономист, директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов, считая это решение «абсолютно неверным».
«Изначально цель и конструкция ЖССБ предполагало реализацию социальной функции - решение жилищного вопроса через предоставление долгосрочных ипотечных кредитов по низким процентным ставкам, с предоставлением отдельных льгот социально-уязвимым слоям населения. Никакая частная структура этим заниматься не будет», - говорит Олжас Худайбергенов.
По его словам, если обратиться к тому же американскому опыту, то там создавали такие структуры в период кризиса. Например, ипотечное агентство Federal National Mortgage Association (FNMA или в простонародье Fannie Mae) создали в 1938 году как часть антикризисного плана.
В 1968 году, когда уже в экономике все было хорошо, его сделали частной организацией, но сохранив государственное фондирование и принципы деятельности организации.
Более того, они из этой структуры выделили часть, которая превратилась в Government National Mortgage Association, продолжившая прежние принципы кредитования.
В1970 создали государственную Federal Home Loan Mortgage Corporation (FHLMC или Freddie Mac), которая также создавала конкуренцию этим структурам. А в 2008 году все эти структуры опять были взяты под полный государственный контроль.
«Если же обратиться к опыту Сингапура, то такие структуры никогда не передавались в частные руки, ибо это был инструмент реализации социальной политики государства», - рассказывает экономист.
Кому нужен рискованный актив?
По мнению Галима Хусаинова ЖССБ может быть интересен только местным банкам, которые специализируются на кредитовании физических лиц, поскольку стратегическому инвестору вряд ли будет интересен банк, который занимается только ипотекой.
«В условиях неопределенности курса тенге, мало какой иностранный инвестор рискнет давать деньги в долг банку, который потом их размещает в тенге. Также нужно понимать, что после девальвации тенге, ожидается рост стоимости недвижимости в тенге, в то время как доходы населения не будут расти такими же темпами, а это означает увеличение рисков по ипотеке и ограничение кредитования», - говорит эксперт.
По его словам инвестором вероятнее всего будет местный частный банк, потому как международные институты в такие проекты вряд ли пойдут в силу «неподходящей» рыночной обстановки в Казахстане.
Он полагает, что текущую программу ЖССБ можно было бы внедрить и в обычных банках второго уровня. Государство бы предоставляло фондирование, при условии выполнения определенных условий. Вот в такой ситуации смешанный вариант, так как банки делили бы риски с государством.
Олжас Худайбергенов считает, что ни один частный инвестор не захочет купить компанию, чтобы потом получать постоянные претензии от населения.
В целом, он считает, что эта инициатива приведет только к проблемам. «Если нужны проблемы, то передать ЖССБ в частные руки - это самый верный способ их получить», - считает эксперт.
Аналитики рейтингового агентства Fitch считают, что государство сложно будет продать долю в банке частному инвестору и вероятнее всего оно сохранит контроль.
Так, по словам директора департамента анализа финансовых организаций FitchRatingsРомана Корнева Жилстройсбербанк – одна из 60 крупных компаний под государственным контролем, вошедших в список для приватизации, предложенный правительством.
Учитывая важную социальную роль, которую выполняет банк, низкую рентабельность его операций, и сложную макроэкономическую ситуацию агентство считает, что государству будет довольно трудно реализовать существенную долю в акционерном капитале банка третьей стороне.
«Таким образом, нашим базовым ожиданием является сохранение за государством контроля в банке. В текущей ситуации, на наш взгляд, более реалистичным может быть привлечение в банк крупных кредиторов, например, банков развития и международных финансовых институтов при содействии государства», - комментирует аналитик.