Игры с госбюджетом и Нацфондом - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

Игры с госбюджетом и Нацфондом - «Финансы»



Недавно в парламенте Казахстана состоялась презентация проекта госбюджета на 2016-2018 годы. К сожалению, документ можно смело назвать очковтирательством. Интересно, что этой весной депутаты довольно резко критиковали принципы составления бюджета, а сейчас ограничились лишь поверхностными замечаниями.
Не то критикуют наши депутаты
Ярким примером несерьезности критики депутатов стало достаточно жесткое обсуждение расходов госбюджета на проведение международной выставки EXPO-2017. В трехлетнем бюджете на эти цели была заложена сумма в размере 306 миллиардов тенге. По всей видимости, на волне недавних скандалов депутаты с большим удовольствием накинулись на эту сумму, посчитав ее сильно завышенной.
Не знаю насколько обоснована эта цифра, но главная проблема в другом. При обсуждении этого вопроса министр финансов почему-то скромно умолчал о других госрасходах на эту выставку, которые уже сделаны или будут сделанных вне бюджета (что значит - вне контроля парламента). Если бы те же самые депутаты посмотрели финансовую отчётность НУХ «Байтерек» за первую половину этого года, то я думаю, что их возмущение было бы на порядок выше.
В соответствии с данной отчётностью Байтерек в марте этого года, в обмен на свои облигации, получил 38 млрд тенге из Нацфонда. Облигации были выпущены на срок 20 лет по ставке 0.1% годовых. То есть фактически нацхолдинг получил беспроцентный кредит из фонда будущих поколений. Как указано в том же документе, полученные деньги предназначены для финансирования строительства жилых объектов недвижимости и торгово-развлекательного центра на территории выставки ЭКСПО-2017.
По своей сути, такое финансирование выставки из Нацфонда ничем не отличается от средств, выделенных на ЭКСПО-2017 в госбюджете. Неважно будут ли эти суммы прямыми госрасходами или они будут возвратными госинвестициями или кредитами, суть одна – это государственные средства, которые должны быть под общественным контролем (в нашем случае, хотя бы под контролем парламента).
Так почему же часть государственных денег, выделяемых на ЭКСПО-2017 идет вне бюджета? Я думаю, ответ простой – чиновникам выгодно иметь неподконтрольные государственные средства. Ведь именно с точки зрения контроля, деньги, выделенные из бюджета или напрямую из Нацфонда - это две большие разницы. Сегодня трудно назвать наш парламент серьезным оппонентом правительства, однако в случае бюджетных расходов там хотя бы формально соблюдаются принципы общественного контроля.
Что касается денег, направляемых из Нацфонда напрямую (вне госбюджета), то здесь принятие решения по выделению денег и контроль за их расходованием целиком находится в одних руках (в руках исполнительной власти). В этом случае полностью отсутствуют принципы независимого контроля, не говоря уже об общественном контроле. При чем, эта крайне серьезная проблем не только одного правительства. Достаточно вспомнить наш непрозрачный Нацфонд и управление пенсионными деньгами Нацбанком.
Как абсолютно правильно сказала Маргарет Тэтчер: «Государственных денег не существует. Есть только деньги налогоплательщиков». К этому можно еще добавить, что с точки зрения нашего Нацфонда (нефтяной заначки) в руках государства есть еще и деньги, предназначенные для будущих поколений. К сожалению, в Казахстане уже давно контроль и управление нашими деньгами стали исключительной компетенцией чиновников, а всему обществу отведена роль «просителей» и сторонних наблюдателей, котором дается минимум информации.
Игры с Нацфондом
Несколько месяцев назад я уже писал статью о непрозрачности нашего Нацфонда. И это не только мое мнение. Согласно рейтингу прозрачности Института суверенных фондов благосостояния, на конец 2014 Нацфонд РК имел оценку 2 балла из 10 возможных и занимал 47 место среди 52 аналогичных фондов мира!
В той же статье я приводил ряд примеров непрозрачности, неэффективности, и неправомерности использования средств Нацфонда. К сожалению, ничего так и не меняется в этом направлении, несмотря на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов». Приведу несколько последних примеров из той же полугодовой отчётности НУХ «Байтерек».
В первом полугодии этого года Байтерек в целом получил из Нацфонда 300 млрд тенге за счет выпуска своих долгосрочных облигаций по ставке всего 0.1% годовых. Помимо 38 млрд для ЭКСПО-2017, другие деньги пошли кредитование малого и среднего бизнеса, строительство социального жилья, а также на поддержку производителей автомобилей, вертолетов, и пассажирских вагонов. Все эти деньги по своей сути являются долгосрочными, беспроцентными и беззалоговыми госкредитами из Нацфонда.
Перед тем как, обсудить такое использование денег Нацфонда приведу выдержку из Бюджетного Кодекса Казахстана.
«Статья 23. Использование Национального фонда Республики Казахстан
1. Нацфонд Республики Казахстан расходуется:
1) в виде гарантированного трансферта в республиканский бюджет;
2) исключен;
3) на покрытие расходов, связанных с управлением Нацфондом;
4) в виде целевых трансфертов в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан.
2. Нацфонд Республики Казахстан размещается в разрешенные финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения:
1) сохранности Нацфонда;
2) поддержания достаточного уровня ликвидности Нацфонда;
3) высокого уровня доходности Нацфонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска;
4) получения инвестиционных доходов в долгосрочной перспективе.
3. …
4. Нацфонд не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств.»
Не надо быть юристом чтобы понять, что такое использование 300 млрд тенге из Нацфонда нарушает пункты 2 и 4 этой статьи. Фактически эти деньги представляют собой попытку обойти ограничение на сумму гарантированного трансферта из Нацфонда в бюджет (их ежегодная сумма ограничена законодательно), а также избежать тяжелых вопросов со стороны общественности. А вопросов, помимо ЭКСПО-2017, здесь много.
Например, кто посчитал, что отечественные отверточные производители автомобилей, вертолетов, и пассажирских вагонов в конце концов превратятся в крупных конкурентоспособных экспортёров этой продукции? Мне лично кажется, что с нашим маленьким внутренним рынком, низкой производительностью труда, и относительно высокими зарплатами, они никогда не смогут производить продукцию, конкурентоспособную на внешних рынках. Тогда зачем из Нацфонда им оказывается такая льготная финансовая помощь? Может лучше за счет экономии подобных средств нужно не подымать налоги для всего бизнеса Казахстана?!
По строительству жилья у меня в целом вопросов нет, но финансировать его надо через бюджет в рамках гарантированного трансферта из Нацфонда. Зачем играть с цифрами госрасходов? Тем более, что ситуация с Нацфондом и с бюджетом сейчас очень непростая. На сайте минфина опубликована информация по поступлениям и использованию денег Нацфонда с начала года до конца июля. Давайте сравним это информацию с аналогичным периодом прошлого года.
Игры с госбюджетом и Нацфондом - «Финансы»

К таблице надо сразу отметить, что подавляющая часть громадного инвестиционного дохода в прошлом году (строка №3) относится к курсовой разнице при пересчете валютных активов фонда, возникшей из-за февральской девальвации 2014 годhttp://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.aspx?sk=43232.0)
Следует отметить, что правительство знает все недостатки нашего госбюджета. Рекомендации МВФ по приведению планирования и контроля госбюджета к мировым стандартам уже очень много лет переходит из одного ежегодного отчета в другой. Однако ничего положительного в этом направлении не происходит, несмотря громадные планы по вхождению в 30ку наиболее развитых стран. Правительству по всей видимости выгоден такой бардак в финансах и статистике страны, и его мало волнуют стратегическое развитие страны. Когда же мы сдвинемся с мертвой точки в бюджетной политике?
Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

Недавно в парламенте Казахстана состоялась презентация проекта госбюджета на 2016-2018 годы. К сожалению, документ можно смело назвать очковтирательством. Интересно, что этой весной депутаты довольно резко критиковали принципы составления бюджета, а сейчас ограничились лишь поверхностными замечаниями. Не то критикуют наши депутаты Ярким примером несерьезности критики депутатов стало достаточно жесткое обсуждение расходов госбюджета на проведение международной выставки EXPO-2017. В трехлетнем бюджете на эти цели была заложена сумма в размере 306 миллиардов тенге. По всей видимости, на волне недавних скандалов депутаты с большим удовольствием накинулись на эту сумму, посчитав ее сильно завышенной. Не знаю насколько обоснована эта цифра, но главная проблема в другом. При обсуждении этого вопроса министр финансов почему-то скромно умолчал о других госрасходах на эту выставку, которые уже сделаны или будут сделанных вне бюджета (что значит - вне контроля парламента). Если бы те же самые депутаты посмотрели финансовую отчётность НУХ «Байтерек» за первую половину этого года, то я думаю, что их возмущение было бы на порядок выше. В соответствии с данной отчётностью Байтерек в марте этого года, в обмен на свои облигации, получил 38 млрд тенге из Нацфонда. Облигации были выпущены на срок 20 лет по ставке 0.1% годовых. То есть фактически нацхолдинг получил беспроцентный кредит из фонда будущих поколений. Как указано в том же документе, полученные деньги предназначены для финансирования строительства жилых объектов недвижимости и торгово-развлекательного центра на территории выставки ЭКСПО-2017. По своей сути, такое финансирование выставки из Нацфонда ничем не отличается от средств, выделенных на ЭКСПО-2017 в госбюджете. Неважно будут ли эти суммы прямыми госрасходами или они будут возвратными госинвестициями или кредитами, суть одна – это государственные средства, которые должны быть под общественным контролем (в нашем случае, хотя бы под контролем парламента). Так почему же часть государственных денег, выделяемых на ЭКСПО-2017 идет вне бюджета? Я думаю, ответ простой – чиновникам выгодно иметь неподконтрольные государственные средства. Ведь именно с точки зрения контроля, деньги, выделенные из бюджета или напрямую из Нацфонда - это две большие разницы. Сегодня трудно назвать наш парламент серьезным оппонентом правительства, однако в случае бюджетных расходов там хотя бы формально соблюдаются принципы общественного контроля. Что касается денег, направляемых из Нацфонда напрямую (вне госбюджета), то здесь принятие решения по выделению денег и контроль за их расходованием целиком находится в одних руках (в руках исполнительной власти). В этом случае полностью отсутствуют принципы независимого контроля, не говоря уже об общественном контроле. При чем, эта крайне серьезная проблем не только одного правительства. Достаточно вспомнить наш непрозрачный Нацфонд и управление пенсионными деньгами Нацбанком. Как абсолютно правильно сказала Маргарет Тэтчер: «Государственных денег не существует. Есть только деньги налогоплательщиков». К этому можно еще добавить, что с точки зрения нашего Нацфонда (нефтяной заначки) в руках государства есть еще и деньги, предназначенные для будущих поколений. К сожалению, в Казахстане уже давно контроль и управление нашими деньгами стали исключительной компетенцией чиновников, а всему обществу отведена роль «просителей» и сторонних наблюдателей, котором дается минимум информации. Игры с Нацфондом Несколько месяцев назад я уже писал статью о непрозрачности нашего Нацфонда. И это не только мое мнение. Согласно рейтингу прозрачности Института суверенных фондов благосостояния, на конец 2014 Нацфонд РК имел оценку 2 балла из 10 возможных и занимал 47 место среди 52 аналогичных фондов мира! В той же статье я приводил ряд примеров непрозрачности, неэффективности, и неправомерности использования средств Нацфонда. К сожалению, ничего так и не меняется в этом направлении, несмотря на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов». Приведу несколько последних примеров из той же полугодовой отчётности НУХ «Байтерек». В первом полугодии этого года Байтерек в целом получил из Нацфонда 300 млрд тенге за счет выпуска своих долгосрочных облигаций по ставке всего 0.1% годовых. Помимо 38 млрд для ЭКСПО-2017, другие деньги пошли кредитование малого и среднего бизнеса, строительство социального жилья, а также на поддержку производителей автомобилей, вертолетов, и пассажирских вагонов. Все эти деньги по своей сути являются долгосрочными, беспроцентными и беззалоговыми госкредитами из Нацфонда. Перед тем как, обсудить такое использование денег Нацфонда приведу выдержку из Бюджетного Кодекса Казахстана. «Статья 23. Использование Национального фонда Республики Казахстан 1. Нацфонд Республики Казахстан расходуется: 1) в виде гарантированного трансферта в республиканский бюджет; 2) исключен; 3) на покрытие расходов, связанных с управлением Нацфондом; 4) в виде целевых трансфертов в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан. 2. Нацфонд Республики Казахстан размещается в разрешенные финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения: 1) сохранности Нацфонда; 2) поддержания достаточного уровня ликвидности Нацфонда; 3) высокого уровня доходности Нацфонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска; 4) получения инвестиционных доходов в долгосрочной перспективе. 3. … 4. Нацфонд не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств.» Не надо быть юристом чтобы понять, что такое использование 300 млрд тенге из Нацфонда нарушает пункты 2 и 4 этой статьи. Фактически эти деньги представляют собой попытку обойти ограничение на сумму гарантированного трансферта из Нацфонда в бюджет (их ежегодная сумма ограничена законодательно), а также избежать тяжелых вопросов со стороны общественности. А вопросов, помимо ЭКСПО-2017, здесь много. Например, кто посчитал, что отечественные отверточные производители автомобилей, вертолетов, и пассажирских вагонов в конце концов превратятся в крупных конкурентоспособных экспортёров этой продукции? Мне лично кажется, что с нашим маленьким внутренним рынком, низкой производительностью труда, и относительно высокими зарплатами, они никогда не смогут производить продукцию, конкурентоспособную на внешних рынках. Тогда зачем из Нацфонда им оказывается такая льготная финансовая помощь? Может лучше за счет экономии подобных средств нужно не подымать налоги для всего бизнеса Казахстана?! По строительству жилья у меня в целом вопросов нет, но финансировать его надо через бюджет в рамках гарантированного трансферта из Нацфонда. Зачем играть с цифрами госрасходов? Тем более, что ситуация с Нацфондом и с бюджетом сейчас очень непростая. На сайте минфина опубликована информация по поступлениям и использованию денег Нацфонда с начала года до конца июля. Давайте сравним это информацию с аналогичным периодом прошлого года. К таблице надо сразу отметить, что подавляющая часть громадного инвестиционного дохода в прошлом году (строка №3) относится к курсовой разнице при пересчете валютных активов фонда, возникшей из-за февральской девальвации 2014 годhttp://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.aspx?sk=43232.0) Следует отметить, что правительство знает все недостатки нашего госбюджета. Рекомендации МВФ по приведению планирования и контроля госбюджета к мировым стандартам уже очень много лет переходит из одного ежегодного отчета в другой. Однако ничего положительного в этом направлении не происходит, несмотря громадные планы по вхождению в 30ку наиболее развитых стран. Правительству по всей видимости выгоден такой бардак в финансах и статистике страны, и его мало волнуют стратегическое развитие страны. Когда же мы сдвинемся с мертвой точки в бюджетной политике? Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.
0
Другие новости

Это может то, что вы искали