Сбербанк скорректировал стратегию
Сбербанк представил инвесторам скорректированную стратегию развития до 2018 года. Улучшение основных бизнес-показателей по-прежнему ожидается, но несколько меньшее, чем планировалось изначально. Впрочем, для инвесторов эти хотя и ожидаемые, но не самые лучшие новости Сбербанк компенсировал обещанием оперативно вернуться к более щедрой дивидендной политике.
Вчера в Лондоне Сбербанк провел день инвестора, на котором презентовал скорректированную стратегию развития банка на 2014-2018 годы с учетом кризисных явлений в экономике. "Картина, которую мы видим, заставила нас еще раз радикально переосмыслить то, что мы делаем, и то, на что нам нужно направить наши усилия",— заявил глава Сбербанка Герман Греф. Новые прогнозы строились исходя из того, что темпы роста ВВП с -3,6% в 2015 году к 2018 году составят +1,3%, инфляция — 7,5% против 12,3% в текущем году. Прогноз средней цены на нефть в период 2015-2018 годов был понижен с $100 до $62 за баррель.
Наиболее сильные изменения относительно представленной ранее стратегии претерпел прогноз по резервам: стоимость риска (соотношение начисленных резервов к портфелю за период) была пересмотрена с 1,2-1,4% до 1,9%. "Наш прогноз отражает консервативный подход к начислению резервов",— пояснил зампред правления Сбербанка Александр Морозов. Отношение накопленных резервов к кредитному портфелю должно вырасти в 2013-2018 годах с 4,5% до более 9%. Рост кредитования несколько замедлится, чистый кредитный портфель за 2013-2018 годы увеличится на 13%, до более чем 20 трлн руб. Ранее, по словам Александра Морозова, Сбербанк прогнозировал рост кредитования за пять лет на 17-18%.
Компенсировать рост расходов на провизии Сбербанк рассчитывает за счет увеличения чистой процентной маржи (прогноз пересмотрен с 4,5% до 5% по итогам 2018 года) и смещения акцентов в бизнесе. "В кредитовании мы будем делать ставку на розницу, поскольку в корпоративном сегменте сейчас не видим заемщиков с приемлемым уровнем риска, в рознице, где наш приоритет — ипотека, мы видим большую маржинальность и меньшие риски",— уточнил господин Морозов. Традиционной осталась тема оптимизации расходов. Целевой показатель cost to income (соотношение расходов к доходам) теперь менее 40% против ранее планировавшихся 40-43%. Инструмент для снижения уровня cost to income — дальнейшее сокращение сети с 16,5 тыс. точек обслуживания в России сейчас до 13-15 тыс.— к 2018 году. Топ-менеджмент банка утверждает, такое сокращение не скажется на доступности услуг населению. Впрочем, отрицать, что оно затронет наименее обеспеченную банковскими услугами сельскую местность, в Сбербанке не стали. На замену предлагается удаленный банкинг, такая же стратегия у Сбербанка в Европе. "Мы будем двигаться в сторону дистанционного обслуживания, закрывать часть отделений, уходить из некоторых стран",— заявил Герман Греф, отметив, что необходимые решения будут приняты до конца года.
Впрочем, все эти меры не спасли Сбербанк от снижения прогноза по прибыли. В период с 2013 по 2018 год его чистая прибыль, согласно обновленной стратегии, увеличится на 80% (согласно первоначальному сценарию, должна была прибавить все 100%). Впрочем, пока у Сбербанка прибыль только сокращается, вернуться к среднегодовому росту в 10% в банке намерены в следующем году. Чтобы подбодрить инвесторов, Сбербанк пообещал все же вернуться к рекомендациям по уровню дивидендов 20% от чистой прибыли уже по итогам этого года. За 2014 год Сбербанк заплатил дивиденды 3,5% от чистой прибыли по МСФО, направив средства на капитализацию.
Смена стратегии не стала неожиданностью для рынка. "Прогноз балансовых показателей в целом соответствует нашим ожиданиям. По чистой прибыли мы сохраняем чуть более консервативный взгляд, но полагаем, что у Сбербанка есть шансы на достижение целевых показателей — в первую очередь за счет потенциала по контролю над издержками,— говорит аналитик Газпромбанка Андрей Клапко.— Росту резервирования и снижению темпов роста баланса Сбербанк противопоставил контроль над издержками и ожидаемо высокую маржу благодаря фокусу на розничном сегменте". По словам замдиректора группы "Рейтинги финансовых институтов" Standard & Poor`s Сергея Вороненко, у Сбербанка получается отражать макроэкономические удары лучше, чем у большинства конкурентов. При этом тот факт, что банк откровенен со своими инвесторами, имеет важное значение в условиях сложного инвестклимата, добавляет он.