Банкам продлят срок формирования резервов под долги проблемной авиакомпании
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина пообещала банкам-кредиторам урегулировать вопрос со сроками создания резервов под плохие долги «Трансаэро». Ориентировочно рассрочка составит 1 год. За это время кредитные организации должны будут создать 100% резервы на кредиты авиакомпании, чья совокупная задолженность составляет около 250 млрд руб.
Банк России готов пойти на уступки банкам-кредиторам «Трансаэро» и увеличить срок на формирование резервов под задолженность авиакомпании. «Видимо, такое решение в ближайшее время будет рассмотрено, сейчас предполагается вариант растянуть это (рассрочку по формированию резервов.— «Новости Банков») до года»,— цитирует заявление председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной «РИА Новости». «Предоставление банкам отсрочки по созданию 100% резервов по долгам "Трансаэро", вероятно, объясняется сложной ситуацией в банковском секторе — регулятор продолжает свою политику по введению различных временных поблажек для российских банков»,— комментирует аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Евгений Славнов.
Вместе с обязательствами по лизингу долги «Трансаэро» составляют около 250 млрд руб. 19 октября было возбуждено дело о банкротстве авиакомпании по заявлению Сбербанка, 6 ноября зарегистрировано аналогичное заявление от ВТБ. Его глава Андрей Костин заявил, что банк не нашел другого решения проблемы, хотя и не был заинтересован в банкротстве «Трансаэро». Задолженность авиакомпании перед Сбербанком составляет примерно 6 млрд руб., перед ВТБ — 12 млрд руб. (из них 9 млрд руб. под госгарантиями). В числе крупных кредиторов также Газпромбанк, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Московский кредитный банк, Московский индустриальный банк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, Глобэксбанк, ФК «Открытие», Банк БФА, Абсолют-банк и другие.
По словам господина Славнова, данная мера окажет положительное влияние на сложившуюся ситуацию. «Во-первых, это яркий сигнал о том, что государство готово участвовать в решении данной проблемы. Во-вторых, следует учитывать, что некоторые банки уже создали 100-процентные резервы по данным кредитам (например, Сбербанк) — таким образом, суммарный объем требуемых к созданию резервов будет меньше, чем задолженность компании перед кредиторами»,— подчеркнул эксперт.
Между тем, в арбитражные суды регионов продолжают поступать исковые требования к «Трансаэро». Помимо банков, кредиторами авиакомпании являлись также компании из других секторов. Так, Аэрофлот подал иски на 8,6 млрд руб., иностранным компаниям, связанным с «ВТБ-лизингом», «Трансаэро» задолжала приблизительно $145 млн (около 10 млрд руб.), компании, контролируемые Роснефтью, требуют более 4 млрд руб., Госкорпорация по организации воздушного движения — более 700 млн руб. 12 ноября арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области зарегистрировал заявление Межрегиональной инспекции ФНС о вступлении в дело о банкротстве «Трансаэро». Сумма задолженности авиаперевозчика перед бюджетом пока неизвестна.
«Сибирь» и кредиторы зашли в «Трансаэро»
Акционеры авиакомпании «Сибирь» и кредиторы «Трансаэро», намеренные сохранить проблемного перевозчика, перехватили управление. «Трансаэро» вместо выходца из «Аэрофлота» Дмитрия Сапрыкина возглавил Валерий Зайцев, а Александр Бурдин, предлагавшийся на эту должность банками, вошел в правление. Кроме того, акционеры «Сибири» намерены до конца недели переоформить на Владислава Филева первые 19% из покупаемого 51% акций «Трансаэро».
Маршруты «Трансаэро» отдали рынку
Крупнейшие российские авиакомпании приступили к замещению внутрироссийских рейсов «Трансаэро», прекратившей полеты с 26 октября. Если основную часть маршрутов на международных линиях авиавласти отдали «Аэрофлоту», то внутри страны действует «режим открытого неба», поэтому авиакомпании восполняют уход «Трансаэро», в соответствии со своими запросами. Наибольший интерес российских перевозчиков вызвали труднодоступные регионы, в том числе города Дальнего Востока, где до сих пор основными конкурентами были «Трансаэро» и «Аэрофлот».