Вступление в ЕБРР принесет убытки Китаю, считают аналитики. Кроме этого, сам факт участия Китая в ЕБРР скорее символичный, и едва ли можно ожидать значительных новшеств и серьезного влияния Китая на деятельность ЕБРР. В банке напротив отмечают, что такое сотрудничество позволит расширить горизонты по проектам Шелкового пути, а также увеличить объемы инвестирования в проекты стран ЕБРР.
Напомним, в конце 2015 года акционеры ЕБРР приняли решение о приеме Китая в члены Банка, и 15 января Китай стал 67 акционером Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). После завершения всех формальностей об этом было объявлено на встрече президента ЕБРР сэра Сумы Чакрабарти и премьера госсовета КНР Ли Кэцяна в Пекине 15 января.
Кроме этого, Сэр Сума упомянул об Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ), с которым ЕБРР сотрудничает с самого момента его создания, обсуждая вопросы корпоративного управления и социально-экологические стандарты. Он высказал пожелание о том, чтобы после того, как новый банк начнет операционную деятельность, ЕБРР и АБИИ сотрудничали в выполнении совместных проектов.
Реанимировать Шелковый Путь
Вопросы по сотрудничеству в Центральной Азии, где ключевую роль играет Казахстан, обсуждались во время встречи президента ЕБРР сэра Сумы Чакрабарти в Пекине с премьером госсовета Китая Ли Кэцяном и главой Народного Банка Китая Чжоу Сяочуанем. Среди вопросов, которые обсуждали на круглом столе на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе президент ЕБРР сэр Сума Чакрабарти и премьер-министр Казахстана Карим Масимов, был и вопрос сотрудничества с Китаем в Казахстане, рассказали в пресс-службе ЕБРР.
В официальном ответе «Къ» представители ЕБРР добавили, что все три стороны – и правительство Казахстана, и ЕБРР, и Китай, - заинтересованы в сотрудничестве. «Речь идет в первую очередь об инфраструктурных инвестициях в рамках возрождения Шелкового Пути, но не только о них. Мы уже рассматриваем некоторые возможные проекты – пока еще рано их называть, но работа уже идет», - отмечают ЕБРР.
В ЕБРР отмечают, что сотрудничество расширит возможности для сотрудничества по проектам Шелкового Пути. «Теперь, когда Китай стал страной-членом банка, усиливаются возможности для ЕБРР и китайских компаний совершать совместные инвестиции вдоль Шелкового Пути. Инвестиции в инфраструктуру помогут усилить торговлю вдоль возрожденного Шелкового Пути», - добавили в банке.
«Страны, которые интересны Китаю, будут «прощупываться» в двустороннем режиме, на котором КНР всегда настаивало и фокусировалось исторически», - считает финансовый аналитик ANZ Banking Group Куаныш Батырбеков.
Аналитик рассказал, что ЕБРР в последнее время политизировался и постепенно сворачивает свою деятельность в России, при этом увеличивая инвестиции и влияние на Ближнем Востоке, который постепенно «демократизируется». «Я не считаю, что вступление Китая в ЕБРР как-либо повлияет на стратегию последнего в отношении РК и РФ. В частности, отношения с РК уже довольно «тёплые» и скорее всего будут развиваться в двустороннем ключе», - добавил он.
Источник инвестиций
По мнению ЕБРР, вступление Китая в ряды стран-акционеров ЕБРР – ситуация втройне выгодная и для Китая, и для ЕБРР, и для стран, где работает банк.
«Китай – важный источник инвестиций для развития экономик стран операций ЕБРР, в дополнение к традиционным источникам инвестиций. Торговый оборот между Китаем и регионом ЕБРР быстро растет. . Но потенциал для дальнейшего роста остается очень большим.», - отметили в ЕБРР.
По информации предоставленной банком, доля Китая в экспорте стран ЕБРР увеличилась 1% в 2005 году до приблизительно 5% в 2014. Импорт из Китая также растет в общем объеме импорта стран ЕБРР, от менее чем 6%в 2005 году до около 10 % в 2014.
Регион ЕБРР, в свою очередь, в 2014 году получил около 8 % китайского экспорта и 10 % импорта. Главные страны-покупатели китайского экспорта – Россия, Турция, Польша и Казахстан. Главные экспортеры в Китай, по объему продукции, - это Россия, Казахстан, Туркменистан, Монголия и Словакия, отмечают в ЕБРР.
Членство в ЕБРР повлияет на повестку внутренних экономических реформ Китая; в своем первом обращении к Совету, представитель Народного Банка Китая четко заявил, что опыт ЕБРР в переходе от центральной плановой экономики к рыночной экономике представляет особый интерес для КНР и является важным фактором в желании присоединиться к ЕБРР еще с 2007 года, когда они впервые заявили о своей заинтересованности сделать это.
Г-н Батырбеков считает, что членство Китая это скорее «символический шаг». «Китаю членство скорее принесет материальные убытки, так как придется делиться будущей прибылью от проектов АБИИ с ЕБРР, взамен на символическое признание акционером, что можно преподнести внутри Китая как западное признание Китайского коммунизма посреди разгорающегося экономического кризиса. Поэтому выгоды от членства больше политические и неосязаемые», - пояснил он.
Это подтверждается и утверждённым акционерным капиталом всего в 0.1%, поэтому ожидать значительных реформ (в том числе и для Казахстана) не стоит, подчеркнул он.
Реформа без формы
Вопреки заявлениям ЕБРР, аналитики не ожидают значительных изменений для стран-участниц ЕБРР, полагая, что вступление Китая в ЕБРР некий имиджевый ход для ЕБРР.
«В целом я не ожидаю кардинального пересмотра отношений КНР и стран, входящих в ЕБРР или активизации значительных реформ в деятельность организации. Дело в том, что Китай и ЕБРР уже достаточно продолжительное время сотрудничают по целому ряду проектов и, более того, разрабатываются планы совместной деятельности ЕБРР и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ)», - отметил финансовый аналитик ИХ "ФИНАМ" Тимур Нигматуллин.
По его мнению вступление в ЕБРР нового акционера является по большей части «вопросом престижа и показателем намерений». Однако не исключает, что существует возможность дальнейшего расширение деятельности ЕБРР в Азии и открытие новых каналов для финансирования азиатских проектов (включая проект «Нового Шелкового пути»). «Таким образом, косвенно данная новость умеренно положительна и для Казахстана», - пояснил г-н Нигматуллин.
«На мой взгляд, участие Китая будет довольно формальным вследствие географической удалённости от центра принятия решений ЕБРР. При этом, можно ожидать ответного «реверанса» со стороны Китая в адрес ЕБРР через софинансирование прибыльных проектов с АБИИ, которые последний вполне мог потянуть и в одиночку», - полагает Куаныш Батырбеков.
В ЕБРР рассказали, что банк будет поддерживать интеграцию Китая в глобальную экономику, станет надежным партнером для китайских компаний, которые инвестируют в страны региона ЕБРР, подчеркнув, что партнерство между Китаем и ЕБРР будет расти по мере того, как ЕБРР будет развивать деловые контакты в Китае и отношения с китайскими компаниями с целью совместных инвестиций в страны операций ЕБРР: в страны Центральной Азии, Центральной и Юго-Восточной Европы, Южного и Восточного Средиземноморья. «Такие инвестиции могут совершаться в инфраструктуру, энергоэффективность, чистую энергетику, и в другие сектора экономики», - пояснили в пресс-службе банка.
Кроме этого, усиление взаимодействия между ЕБРР и АББИ, который только что формально открыл двери для бизнеса, позволит совершить ряд инвестиций, о некоторых из них можно будет говорить более конкретно уже в ближайшем будущем, поделились представители ЕБРР.