ЦБ пересмотрел свой прогноз развития российской экономики. Новые сценарии пессимистичнее, зато ближе к реальности: в базовом – рост ВВП в следующем году составит 0%, если цены на нефть не упадут ниже $95 за баррель.
Центральный банк разработал новые сценарии развития российской экономики, которые представил в окончательном варианте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2015–2017 годы». Вместо трех сценариев, которые регулятор представил в сентябре, в новом документе представлено уже шесть вариантов – пять основных и один стрессовый. «Большое количество сценариев связано с повышенной неопределенностью относительно изменения внешних для отечественной экономики факторов», – объясняется в документе. Сами сценарии менее оптимистичны по сравнению теми, что были описаны в проекте документа, обнародованном в сентябре.
«ЦБ столкнулся с крайне неблагоприятными условиями, которые будут продолжать действовать, возможно, вплоть до 2017 года, влияя на поведение экономических агентов и экономические показатели. Внешние санкции, падение цен на нефть, формализованные и неформализованные торговые барьеры, проблемы в финансовом секторе, паника на внутреннем рынке и давление на национальную валюту, накладывающиеся на происходящее в экономике замедление, – весь этот набор крайне негативных процессов заставил ЦБ разработать более реалистичные сценарии», – считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.
Нулевой рост ВВП
В сентябре ЦБ писал в проекте документа, что геополитические риски снизятся во второй половине 2015 года, когда будут сняты санкции, цены на нефть будут относительно стабильны и составят в среднем $104,8 за баррель, а тарифная и налоговая политика правительства не будет создавать дополнительного давления на инфляцию. В результате ВВП вырастет на 1%, а инфляция составит 4,6–5%.
Новый базовый сценарий предполагает, что санкции будут действовать до конца 2017 года, но «их негативное влияние на российскую экономику будет ослабевать по мере адаптации к изменившимся внешним условиям – налаживания доступа на азиатские рынки капитала, переориентации с внешних на внутренние источники заемных средств». Теперь регулятор считает, что цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет 6,2–6,4%. Тормозить развитие будут слабый внутренний спрос и низкая инвестиционная активность на фоне низких цен на нефть и затрудненного доступа к внешнему финансированию.
ЦБ полагает, что экономике отчасти поможет бюджетная политика, а именно расходы государства на инфраструктурные проекты, которая внесет свой вклад в динамику совокупного спроса и частично компенсирует влияние внешних условий. «Несмотря на поддержку со стороны бюджета, планируемые меры по финансированию инфраструктурных проектов за счет средств ФНБ, увеличение инвестиционной направленности расходов федерального бюджета в 2015 году, а также начало реализации крупного инвестиционного проекта в рамках долгосрочного сотрудничества с Китаем по расширению газового экспорта, ожидается продолжение сокращения инвестиций в основной капитал в 2015–2016 годах», – отмечает ЦБ.
«Базовый сценарий зависит от времени, когда он составляется. Летом, когда цена на нефть была $100–114 за баррель, прогнозы были совсем другие. После того как стал реалистичным сценарий, при котором цена на нефть резко опустилась, логично ввести более консервативный базовый сценарий, исходя из сегодняшних реалий», – говорит главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков. Ждать, что цены опять начнут расти, сложно, учитывая укрепление доллара, вялый рост мировой экономики и т.д., поэтому даже цены на нефть, закладываемые в базовый сценарий, довольно оптимистичны, добавляет он.
«Сценарии Банка России стали более приближены к ситуации, наблюдающейся сейчас на рынке. Прогнозы по значениям роста ВВП и другим показателям экономического роста стали более пессимистичными из-за сниженных оценок по доходам экспортного сектора и введенных экономических ограничений. Их сохранение на протяжении 2015 года, как это заложено в некоторых сценариях, повлияло на снижение темпов роста инвестиций», – говорит заместитель начальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максим Петроневич.
«Видно, что ЦБ отказался от ориентира инфляции в 4,5% в 2015 году, потому что в предложенных им самим сценариях нет варианта, при котором это было бы достижимо. Регулятор понимает, что не так важно исполнить какие-то ориентиры строго на конкретную дату, если это может привести к серьезным проблемам в экономике. ЦБ учится балансировать, реагирует на внешние и внутренние вызовы, при этом сценарий выглядит вполне адекватным, хотя, на мой взгляд, некоторые показатели все еще весьма оптимистичны», – говорит Надоршин.
В более пессимистичных сценариях, разработанных центральным банком, предполагается сохранение в 2015 году цен на нефть в диапазоне $84–86 за баррель, а снижение ВВП составит 0,4%. «Относительно низкие цены на энергоносители в сочетании с ограниченными возможностями финансирования дефицита государственного бюджета посредством привлечения средств на внешнем и отчасти на внутреннем рынке обусловят, по оценкам, необходимость использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в течение 2015–2017 годов», говорится в документе.
При реализации этих сценариев Банк России будет уделять повышенное внимание поддержанию финансовой стабильности, а основным инструментом стабилизации ситуации на валютном рынке станут операции валютного РЕПО, лимит которых может быть увеличен.
Нефть и доллар по 60
В новом документе содержится стрессовый сценарий, предполагающий снижение цен на нефть до $60 за баррель к концу 2015 года – правда, его вероятность регулятором оценивается как низкая. «Цель этого сценария – нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», – объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
В сентябрьском проекте «Основных направлений» самый пессимистичный вариант предполагал возможность снижения цены на нефть до $86,5 за баррель к 2017 году за счет более быстрого расширения мирового предложения по сравнению с мировым спросом при достаточной рентабельности добычи нефти из нетрадиционных источников.
В новом сценарии, в случае резкого падения цен на нефть до $60 за баррель, ЦБ ждет заметного ослабления рубля на фоне экономического спада, падения темпов роста ВВП в 2015 году до 3,5–4,0% и роста инфляции до 7,5–8,0%. При этом ЦБ «в условиях резкого снижения государственных доходов и ограниченной доступности всех источников финансирования дефицита» ждет, что возможность бюджетного стимулирования будет обеспечена накопленными средствами суверенных фондов.
«Вероятность наступления стрессового сценария существует. Однако, на мой взгляд, она мала, так как никто из крупных игроков-производителей не заинтересован в такой низкой цене нефти», – считает Максим Петроневич.
«Сценарий, при котором баррель нефти стоит $60, – это сценарий кризиса 2008–2009 годов. В этом случае ЦБ берет ближайший исторический прецедент. Думаю, что это разумный подход: такой сценарий как стрессовый вполне оправдан», – говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров. «Если нефть будет стоить $60 и продолжат действовать санкции в отношении России, то, полагаю, доллар будет стоить 55–60 руб. При этом могут сыграть роль дополнительные факторы – политика, смягчение или ужесточение санкций, баланс бюджета и общее состояние экономики. При такой цене на нефть в экономике начнется рецессия, которая будет продолжаться более года. Полагаю, что рост при таком сценарии будет нулевой или отрицательный», – добавляет он.
Консерваторы от правительства
Свой стрессовый сценарий в конце сентября подготовило и Минэкономразвития. Его базовая предпосылка менее жесткая, чем у ЦБ, – цены на нефть на 2015 год закладываются на уровне $91 за баррель. В таком случае, как следует из макропрогноза министерства, экономика России упадет в 2015 году на 0,6%, цены вырастут на 7,6%, а среднегодовой курс доллара составит 40 руб. В 2016–2017 годах ожидалось восстановление роста ВВП на уровне 1,7–2,8% ВВП.
Тогда это было первым официальным допущением от правительства, что ВВП в следующем году может сократиться. Впрочем, чиновники Минэкономразвития оговаривались, что этот сценарий – лишь тест экономики на ухудшение ситуации в мировой экономике. Он проводился и в более раннем, майском варианте макропрогноза. Тогда стресс-тест на падение цен на нефть давал рост ВВП на 0,6% в 2015 году.
Базовый прогноз на 2015 год от Минэкономразвития значительно более оптимистичен. Рост ВВП с учетом эффекта от присоединения Крыма составляет по нему 1,2%, рост потребительских цен прогнозируется на уровне 6,7%. Следующий плановый пересмотр макропрогноза Минэкономразвития будет делать в декабре, говорил в конце октября журналистам замминистра Алексей Ведев.