В начале 2016 года ЦБ продолжил активно отзывать лицензии у профессиональных участников рынка ценных бумаг. Впрочем, в отличие от прошлого года, большая часть компаний отказалась от лицензий добровольно. Ужесточающееся регулирование и рост стоимости обслуживания лицензионных требований стали для многих непосильным бременем.
По данным ЦБ, за первый квартал количество лицензий профучастников (к числу которых относится брокерская, дилерская, депозитарная и деятельность по доверительному управлению ценными бумагами) сократилось на 5%, до 832 лицензий. Больше всего было отозвано лицензий в сегменте некредитных финансовых организаций — профучастников здесь стало меньше на 5,2%, а общее их количество составило 475 компаний. Основными причинами для отзыва лицензий были собственная инициатива компаний (55 лицензий) и нарушение ими законодательства (49 лицензий). На 4,5% сократилось количество лицензий у кредитных организаций в связи с отзывом у них банковской лицензии.
Как отмечается в обзоре ЦБ, ключевой причиной добровольного прекращения деятельности "может считаться низкая рентабельность бизнеса". По данным регулятора, чистая прибыль профучастников-НФО за первый квартал составила 23,7 млрд руб., превысив суммарный показатель 2015 года. Однако 90% всей прибыли заработали лишь два десятка компаний. При этом большая часть игроков (52%) имеет чистую прибыль менее 20 млн руб., а еще треть вообще убыточна. По словам советника по макроэкономике гендиректора "Открытия Брокера" Сергея Хестанова, на фоне высокой консолидации отрасли с точки зрения числа обслуживаемых клиентов и оборотов по ценным бумагам большое число мелких убыточных компаний приводит к перекосам в официальной статистике.
Непосильным бременем для многих мелких брокерских компаний стало ужесточающееся регулирование со стороны ЦБ. "Регулирование ужесточается с каждым годом или даже месяцем. Чтобы поддерживать инфраструктуру, требуется все больше и больше постоянных расходов",— отмечает заместитель гендиректора по финансам и операционной деятельности "Атона" Максим Кузякин. "Ждать повышения доходности этого бизнеса в условиях возрастания постоянных издержек, таких как раскрытие информации, хранение данных, переход на новый план счетов, МСФО, соответствие различным требованиям законодательства по борьбе с терроризмом и отмыванием, и переменных издержек, в частности расходов на привлечение клиентов, не приходится",— отмечает президент--председатель правления инвестиционного холдинга "Финам" Владислав Кочетков. При этом брокерский бизнес остается низкомаржинальным сегментом фондового рынка уже довольно длительное время. По оценкам господина Кочеткова, в настоящее время комиссионное вознаграждение от брокерских услуг не превышает 0,05% от объема операций с ценными бумагами.
Выживать крупным компаниям в текущих условиях помогает диверсификация бизнеса. "Уже во второй половине 2000-х стало понятно, что долгосрочная стратегия развития брокерского бизнеса не может ограничиваться только предоставлением доступа к торгам, а надо развивать для своих клиентов инвестиционные продукты: консультационное брокерское обслуживание, структурные продукты, алгоритмические стратегии и другие",— отмечает начальник управления "Интернет-брокер" ФГ БКС Павел Сороковой. А для того чтобы предоставлять широкий спектр услуг, необходим масштаб бизнеса и немаленькие собственные средства, отмечает Максим Кузякин. К тому же эффект масштаба очень важен для профучастников еще и по причине того, что комиссии биржи также имеют регрессивную структуру — снижаются при увеличении объемов торгов брокера. "Постоянные расходы НКО при хорошем уровне автоматизации неэластичны при увеличении размера бизнеса — они фиксированы при небольшом количестве клиентов и при увеличении количества клиентов растут незначительно",— резюмировал господин Кузякин.