Максим Григорьев, начальник управления Центра финансовых технологий департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банка России, выступая на круглом столе «Digital Banking поколения Z» ИД «Коммерсантъ», рассказал о вызовах и наиболее значимых для банков трендах.
«Развитие технологий опережает прогнозы. Мы не можем с большой степенью уверенности сказать не только, что будет через 10-20 лет, но даже в ближайшие годы.
Для банков сейчас очень важно понять, что основной вызов заключается в способности адаптировать технологии
Технологии развиваются стремительно, и это новый качественный фактор, который обязательно нужно учитывать. Косвенно о темпах развития финансовых технологий говорит темп инвестиций: за последние три года они выросли в 4 раза, до 20 млрд рублей. Порядка 38% всех инвестиций делается в технологии, которые направлены на развитие сервисов для конечного клиента. Сейчас это основной двигатель развития финтеха.
Для банков сейчас очень важно понять, что основной вызов заключается в способности адаптировать технологии. Это позволит банкам остаться конкурентными и не проиграть войну с технологическими компаниями. Многие эксперты сходятся во мнении, что банки могут повторить путь, который прошли телекоммуникационные компании, которые превратились в commodities и успешно замещаются другими типами бизнеса.
Основные, наиболее значимые для банков тренды:
- Трансформация всей финансовой системы и смежных систем. В первую очередь, это дигитализация – изменение структуры финансовой организации. Мы привыкли к тому, что банк — это моноструктура, предоставляющая все виды сервисов. Сейчас мы видим тенденцию к расслоению и делению этих уровней. Могут быть разные исходы: например, банк может занять нишу commodity, который обслуживает фонды клиентов. Но возможно и другое. Банки уже попробовали на вкус финтех, попробовали различные стратегии адаптации финтеха и поняли, что вполне можно за эти слои и рынки бороться.
- Взаимопроникновение и конвергенция — в том числе конвергенция с технологической областью и конвергенция вертикальная – это проникновение финансовых сервисов в другие нефинансовые продукты. Мы особенно хорошо видим это на рынке сервисов, предназначенных для конечных пользователей.
- Приоритет на создание конечных сервисов, на создание условий, повышающих финансовые возможности. Сейчас это серьезный приоритет для всех участников финансового рынка.
- Среда регулирования значительно расширяется. Когда Банк России стал мегарегулятором, значительно расширилась область регулирования. Мы сейчас занимаемся не только проблемами классических банков, но и других участников финансового рынка и вынуждены тесно взаимодействовать с различными другими регуляторами — финансовыми и технологическими. В частности, у нас сейчас много совместных проектов с Минкомсвязи.
- Финансовые технологии — это сегмент, который только сейчас становится сегментом для госрегулирования. Очень важно создать условия для эффективного развития этого сегмента. Данный сегмент повлиял и на финансовый рынок, и на экономику России в целом, это очень серьезный драйвер. Здесь для нас важно вести совместную работу с участниками финансового рынка и различными регуляторами».