пишет Бен Чэпман в The Independent.
Регулятору не нравится, что инвесторы лишены возможности сравнивать надежность разных платформ для краудфандинга и p2p-кредитования
В чем именно будут состоять изменения, можно только гадать, исходя из нынешней ситуации. FCA, судя по заявлениям ее руководства, беспокоят сразу несколько вещей. Так, регулятору не нравится, что инвесторы лишены возможности сравнивать надежность разных платформ для краудфандинга и p2p-кредитования. Его не устраивает, что они не в состоянии взвешивать риски в сопоставлении с другими каналами инвестирования. Он недоволен также тем, что продвижение объектов для инвестиций не всегда бывает «прозрачным, честным и не вводящим в заблуждение», продолжает перечислять The Independent претензии FCA к существующим нормам.
Неудачник — каждый пятый
Однако больше всего власти обеспокоены отсутствием адекватных процедур в тех отнюдь не единичных случаях, когда компания-заемщик терпит неудачу и не может вернуть инвесторам вложенные средства. Как показывают данные AltFi, крупнейшего сайта об альтернативном финансировании, на который ссылается The Independent, банкротом становится каждая пятая фирма, стартовавшая с помощью краудфандинга.
FCA планирует сфокусироваться на защите потребителя
И еще немного неутешительной статистики. Эксперты AltFi обследовали деятельность шести платформ для p2p-кредитования, 751 компанию-заемщика и результаты 955 раундов по привлечению средств. В итоге были зафиксированы только пять случаев выхода из бизнеса, когда инвесторы смогли вернуть свой капитал вместе с набежавшими процентами, пишет The Telegraph, в статье на эту же тему.
По словам главы FCA Эндрю Бейли, его ведомство планирует сфокусироваться на защите потребителя. Она должна соответствовать тем рискам, которыми отличается краудфандинг. Одновременно в FCA намерены и дальше всячески способствовать конкуренции на финансовых рынках. Рост числа компаний p2p-кредитования, приветствует и британское правительство, которое видит в них еще один источник для финансирования малого бизнеса. Платформы для альтернативного кредитования исключают из процесса заимствования традиционные банки и сводят напрямую заемщиков и кредиторов. В этом их основное преимущество по сравнению с более неповоротливыми банками.
Краудфандинг в историческом разрезе
В широком смысле слова краудфандинг существовал на протяжении столетий. История знает множество примеров от средневековья до наших дней, когда творения искусства или шедевры архитектуры создавались на массовые частные вложения. Одним из ярчайших свидетельств эффективности краудфандинга служит нью-йоркская Статуя Свободы. Постамент для скульптуры был воздвигнут на деньги, собранные гражданами по призыву газетчиков.
В 2012 году альтернативное финансирование в обмен на акции фирм-заемщиков стало легальным бизнесом и в США
Это был краудфандинг в первозданном виде. В доходный бизнес он превратился с появлением интернета. А пионером p2p-кредитования в Великобритании стала лондонская фирма Zopa. Она была основана в 2005 году и на данный момент считается крупнейшим игроком на этом рынке.
Настоящему расцвету альтернативных форм кредитования способствовал финансовый кризис 2008 года. Он вынудил традиционные банки проявлять повышенную осторожность и свернуть выдачу рискованных кредитов. На британском рынке был отмечен ускоренный рост количества операторов краудфандинга и p2p-кредитования. В 2012 году после принятия закона, известного как JOBS Act, альтернативное финансирование в обмен на акции фирм-заемщиков стало легальным бизнесом и в США. Аббревиатура JOBS означает Jumpstart Our Business Startups и переводится как Взрывной рост наших бизнес-стартапов.
Когда все стороны довольны
По словам Эндрю Бейли, которые приводит The Guardian, всего в FCA поступили примерно 375 заявок от компаний-операторов. Из них 17 были одобрены в полном объеме, 284 отозваны самими фирмами, остальные ждут рассмотрения. Огромное количество отозванных заявок чиновник объясняет, в частности, простым обстоятельством. Многие операторы, решив вступить в этот бизнес, просто оказались не в курсе предъявляемых требований. Впрочем, критики упрекают FCA в придирках и чересчур медленном процессе одобрения заявок.
С одной стороны, краудфандинг часто служит гаванью последней надежды для компаний малого бизнеса, не сумевших привлечь фондирование с участием банковского или венчурного капитала. С другой стороны, в ряде случаев он становится выгодным способом вложения средств для мелких инвесторов.
Зачастую вкладывать деньги людей побуждают не только надежды на прибыль, но и симпатии к заемщику или к его продукту
О том, что растущий спрос существует с обеих сторон, красноречиво говорит динамика отрасли. Если в 2014 году совокупный объем британского рынка альтернативного финансирования, включая займы, инвестиции и пожертвования, составлял ?1,7 млрд, то уже на следующий год, по свидетельству The Guardian, он почти удвоился и достиг ?3,2 млрд.
Истории успеха и неуспеха
Зачастую вкладывать деньги людей побуждают не только надежды на прибыль, но и симпатии к заемщику или к его продукту. В качестве примера безусловной истории успеха газеты называют шотландскую пивоварню BrewDog, сумевшую в общей сложности привлечь ?26 млн на развитие бизнеса. Количество инвесторов, ставших акционерами, превысило 30 тыс., пишет The Telegraph. BrewDog начинала девять лет назад с единственного бара с персоналом из двух человек. После прошлогоднего тура краудфандинга она смогла открыть еще 18 фирменных заведений. Сейчас в компании 540 сотрудников, говорится на сайте пивоварни.
Но есть примеры прямо противоположного свойства. И их, к огорчению энтузиастов-инвесторов, тоже хватает. В 2014 году в списке компаний, проведших самый удачный краудфандинг, Forbes поставил на первое место американскую фирму Pebble Technology. За 37 дней она собрала около $10,3 млн.
В идеале в FCA хотели бы распространить на краудфандинг те же стандарты, что существуют в ипотеке
Мелкие инвесторы были привлечены перспективой сразу же стать обладателями модного гаджета — умных часов Pebble. Но их ждало разочарование. Массовый выпуск новинки стартовал лишь 10 месяцев спустя. Это стало первым тревожным сигналом. За ним последовал второй. Часы Pebble 2 и вовсе провалились на рынке. Компания оказалась на грани банкротства. Недавно ее за $40 млн купила фирма Fitbit. А всего какой-то год назад японская Citizen предлагала за нее ровно на $700 млн больше.
Встречная критика
В идеале в FCA хотели бы распространить на краудфандинг те же стандарты, что существуют в ипотеке. Прежде всего речь идет о проверке надежности заемщиков и о финансовых гарантиях со стороны посредников. «Нам попадаются фирмы, которые говорят, что у них есть резервные фонды, и никто не потерял деньги на их платформе. Но там нет никаких гарантий»,— цитирует The Guardian главу FCA Эндрю Бейли. Часто потребители придерживаются ошибочного мнения, что их инвестиции защищены правительственной программой страхования вкладов. И операторы платформ не спешат рассеивать такие заблуждения.
Между тем, планы FCA уже встретили острую критику со стороны участников рынка. Их мнение озвучил официальный представитель британской Ассоциации краудфандинга (UK Crowd Funding Association) Брюс Дэвис. Выступая от имени сразу нескольких фирм альтернативного финансирования, он заявил, что отрасль не нуждается в новых нормах регулирования. Проблему представляет не их дефицит, а неспособность регулятора обеспечить выполнение имеющихся правил. «Может показаться, что FCA заботится о потребителе. Но это мы просили о регулировании и более решительном применении существующих норм»,— цитирует Дэвиса The Telegraph.