Московский арбитражный суд признал обоснованным заявление офшорной компании о банкротстве Анатолия Мотылева, еще недавно контролировавшего четыре российских банка с суммарными активами в четверть триллиона рублей.
Арбитраж Москвы пока не стал признавать Анатолия Мотылева банкротом и распродавать его имущество, против чего не возражал сам бизнесмен. Суд открыл начальную процедуру банкротства физлица — реструктуризацию долгов.
Банкротство Мотылева, чьи банки 24 июля 2015 года дружно лишились лицензий, в декабре 2015 года инициировала компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, «Камилла пропертиз лимитед». Спустя полгода она отозвала свое требование в связи с погашением задолженности перед ней, но к тому времени в дело вступила еще одна компания с тех же офшорных островов — «Флауари девелопментс лимитед».
В ноябре 2016 года при рассмотрении ее заявления о банкротстве Мотылева судья Элеонора Мироненко сообщила, что в материалы дела поступило ходатайство экс-банкира, в котором он сам просит признать себя банкротом и начать процедуру реализации имущества. Такое согласие должника необходимо для того, чтобы суд имел право пропустить в деле о банкротстве начальную процедуру — процедуру реструктуризации долгов. Все пришедшие 20 января 2017 года на очередное заседание суда ожидали, что результат будет именно таким — Мотылева объявят банкротом. Однако судья Мироненко решила не спешить.
«Признать обоснованным заявление компании „Флауари девелопментс лимитед” о банкротстве гражданина Мотылева, ввести в отношении него процедуру реструктуризации долгов»,— зачитала она резолютивную часть определения суда.
Представитель Мотылева заявил в суде, что с момента прошлого заседания доверитель не предоставил ему никакую дополнительную информацию
Суд включил задолженность перед офшорной компанией в размере более 974 млн рублей в реестр требований кредиторов Мотылева. Представитель офшора не сообщила в суде, как возник этот долг, ограничившись заявлением, что он подтвержден решением Хамовнического районного суда. Финансовым управляющим имуществом Мотылева утвержден арбитражный управляющий Алексей Грудцин.
Судья Мироненко обязала Мотылева предоставлять финансовому управляющему по его требованию сведения о составе своего имущества, месте его нахождения, сведения об обязательствах и кредиторах. Ранее суд уже запрашивал эту информацию, но получить ее, равно как и данные о наличии у Мотылева несовершеннолетних детей, не удалось.
Пока в суд подано лишь одно требование к Мотылеву — от банка «Российский кредит», в котором он был председателем совета директоров
Представитель Мотылева заявил в суде, что с момента прошлого заседания доверитель не предоставил ему никакую дополнительную информацию. «Могу только передать суду копии страниц паспорта»,— продемонстрировал он откопированные на плохом копире листки.
Рассмотрение дела о банкротстве по существу суд назначил на 7 июля текучего года. До этого финансовому управляющему Грудцину предстоит аккумулировать требования всех кредиторов, подготовить анализ финансового состояния должника и план реструктуризации. Пока в суд подано лишь одно требование к Мотылеву — от банка «Российский кредит», в котором он был председателем совета директоров. Сумма денежных претензий пока не известна.
По сообщениям СМИ, в неофициальную банковскую группу Мотылева входили банки «Российский кредит» (величина активов на 1 июля 2015 года составляла около 184 млрд рублей, здесь и далее — данные РИА «Рейтинг»), М-банк (49 млрд рублей), АМБ-банк (21 млрд рублей) и «Тульский промышленник» (3,5 млрд рублей). Банк России отозвал лицензии у всех четырех кредитных организаций с 24 июля 2015 года. Все эти банки признаны банкротами.
Представитель Следственного комитета подтвердил, что против Мотылева возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса
В мае 2016 года газета «Коммерсантъ» сообщила, что Басманный суд арестовал имущество Мотылева, проживающего сейчас, по сведениям издания, за границей. Под арест попали несколько его квартир и земельных участков в Одинцовском районе Подмосковья. Источники газеты сообщили, что следственные органы завели уголовное дело о махинациях на сумму свыше 1 млрд рублей в подконтрольном Мотылеву М-банке. Эти деньги, как считает следствие, выведены со счетов действующих компаний на счета фирм-однодневок, обналичены и похищены.
Позже, летом 2016 года газета «Ведомости» сообщала, что представитель Следственного комитета подтвердил, что против Мотылева возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере).