Московская биржа пересмотрела котировальные списки облигаций. По итогам работы из списков первого уровня исключены облигации 11 эмитентов. Они переведены в часть списка, которую принято считать мусором. Случившееся означает, что управляющие компании, вложившие в эти облигации средства своих клиентов — пенсионных фондов и страховых компаний, должны продать бумаги в течение полугода. И отчитаться об убытках.
Московская биржа перетряхнула листинговые списки облигаций, которыми она торгует. Уровень листинга облигаций понижен для 13 эмитентов.
11 эмитентов переведены из котировального списка первого уровня на третий уровень — некотировальную часть списка
Решение было принято в связи с тем, что выпуски этих облигаций имели рейтинг агентств, не прошедших аккредитацию в Банке России. Таким образом, облигации двух эмитентов переведены из котировального списка первого уровня в котировальный список второго уровня, и облигации 11 эмитентов переведены из котировального списка первого уровня на третий уровень — некотировальную часть списка.
Все обозначенные выпуски облигаций имели рейтинг ниже требуемого или рейтинг от одного из следующих рейтинговых агентств: Национальное рейтинговое агентство (НРА), «Рус-рейтинг» и AK&M, говорится в сообщении биржи.
Эти три агентства с 13 января 2017 года не входят в реестр кредитных рейтинговых агентств, утверждаемый Банком России. В списке на данный момент перечислены следующие рейтинговые агентства: S&P Global Ratings, Fitch Ratings, Moody’s Investors Service, рейтинговое агентство «Эксперт РА» и Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).
28 декабря 2016 года Банк России принял решение отклонить заявку НРА о включении в реестр кредитных рейтинговых агентств. «Поскольку законодательство не запрещает повторное обращение в Банк России, агентство проводит работу по подготовке нового пакета документов с учетом замечаний регулятора, чтобы повторно подать заявку на его включение в реестр кредитных рейтинговых агентств в первые месяцы 2017 года»,— сообщил президент НРА Виктор Четвериков.
Два других рейтинговых агентства на запрос портала «Новости Банков» не ответили.
Изменения в котировальных списках вступают в силу 31 января 2017 года. Член совета директоров Альянса развития финансовых коммуникаций и связей с инвесторами Александр Борейко считает, что решение Московской биржи о понижении листинга облигаций двух эмитентов из котировального списка первого уровня в котировальный список второго уровня и 11 эмитентов из котировального списка первого уровня в список третьего уровня заставит определенные категории инвесторов избавиться от этих бумаг.
В течение шести месяцев с этой даты, то есть до 1 августа 2017 года, управляющие компании, которые вложили средства в облигации, выведенные из листинга биржи, должны их продать
Например, бумаги, перешедшие в список второго уровня, не смогут держать такие организации, как АСВ, Пенсионный фонд России, страховые компании. «Еще меньше повезло эмитентам облигаций, оказавшихся в некотировальной части списка: кроме уже упомянутых организаций в них не могут инвестировать средства ФНБ и с этими бумагами не могут проводиться маржинальные сделки, то есть сделки клиентов на заемные средства брокеров»,— поясняет Александр Борейко.
Это решение также означает, что в течение шести месяцев с этой даты, то есть до 1 августа 2017 года, управляющие компании, которые вложили средства в облигации, выведенные из листинга биржи, должны их продать. Речь идет о тех средствах, которые переданы управляющим негосударственными пенсионными фондами (НПФ),— средства накоплений и частично резервов.
Есть и другой вариант выхода из ситуации: эмитенты должны в течение полугода получить рейтинг для этих облигаций в аккредитованных в ЦБ рейтинговых агентствах
Управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов отмечает, что если какая-то бумага теряет листинг, а он при этом по «старым» правилам необходим для сохранения бумаги в портфелях пенсионных накоплений, то в случае вылета из высшего уровня листинга управляющие компании и НПФ, которые держат это в портфелях пенсионных накоплений, получат предписание от регулятора с требованием их продать в определенный срок. Правда, он считает, что в реальности этот срок может быть изменен, так как у регулятора есть возможность для маневра.
«Форсированная продажа этих бумаг может вызвать снижение их стоимости и соответствующий рост эффективной доходности по этим облигациям»,— отмечает Александр Борейко.
Есть и другой вариант выхода из ситуации: эмитенты должны в течение полугода получить рейтинг для этих облигаций в аккредитованных в ЦБ рейтинговых агентствах. Но будут это делать компании — эмитенты бумаг или нет, сейчас не известно. Поэтому можно считать, что альтернативы нет — облигации придется продавать и как-то оправдываться об отрицательной доходности размещения средств. При этом стоит отметить, что большинство этих облигаций размещалось не в 2016 году, когда ЦБ начал «чистить ряды» рейтинговых агентств, а раньше, например в 2014–2015 годах.