ЦБ лишает доменов фальшивые МФО
Банк России впервые инициировал закрытие сайтов нелегальных микрофинансовых организаций (МФО). На первом этапе жесткие меры были применены всего к восьми игрокам из более 1,3 тыс. черных кредиторов. Повышение регуляторных требований к МФО может привести к существенному сокращению числа работающих в интернете легальных организаций и к росту количества теневых игроков, считают участники рынка и эксперты.
ЦБ вчера объявил о своих первых успехах в пресечении нелегальной деятельности на финансовом рынке после того, как в декабре 2016 года был наделен правом обращаться к регистраторам за прекращением делегирования доменных имен. "Регистраторы доменов на основании обращения Банка России впервые прекратили делегирование доменных имен по восьми сайтам компаний, имеющим признаки осуществления нелегальной финансовой деятельности",— сообщается в пресс-релизе регулятора с уточнением, что речь идет о компаниях, ранее исключенных из государственного реестра МФО, но незаконно продолжающих свою деятельность.
В государственном реестре на 30 марта 2017 года состояло 2,478 тыс. микрофинансовых организаций. По итогам 2016 года из реестра было исключено около 1,7 тыс. организаций. По оценкам экспертов, от 20 до 40% исключенных из реестра компаний продолжают свою деятельность в теневом сегменте.
С учетом того, что общее число нелегальных кредиторов, по оценкам ЦБ,— 1378, говорить о "масштабном использовании нового инструмента" (как это формулирует в своем сообщении ЦБ) пока не приходится. Более того, сейчас ЦБ приходится тратить на эту процедуру много времени: в сообщении регулятора говорится, что эта работа проходила в течение двух недель. "Действия ЦБ в этом направлении должны занимать всего несколько дней, быть очень быстрыми, сравнимыми по скорости с действиями нелегалов",— считает гендиректор МФО "Мани Фанни" Александр Шустов.
При этом прекращение работы данных сайтов — далеко не финал. "Единственный путь — блокировать доступ к сайту на уровне провайдеров,— считает господин Шустов.— Но и тогда останется лазейка в виде перезаливки сайта на другой домен".
Изначально ЦБ отрабатывал процедуру поиска черных кредиторов совместно с "Яндексом", чья модель позволяла в 98% случаях определять, есть ли у организации документы на работу или их наличие невозможно установить. В прошлом году специалисты ЦБ работали с базой выявленных более 2,5 тыс. компаний и, как сообщал "Яндекс", ЦБ планировал внедрять эту технологию для регулярного использования. Однако по неизвестным причинам "Яндекс" прекратил сотрудничество с ЦБ.
Между тем, вероятно, в ближайшем будущем работы у ЦБ прибавится. По данным ЦБ, сейчас только 19 компаний в статусе МФК (микрофинансовых компаний) имеют право работать в интернете. "Значит, многие организации, которые работали в интернете, уйдут в тень",— прогнозирует гендиректор МФК "Займер" Сергей Седов, добавляя, что количество нелегальных МФО может быстро приблизиться к 2,3 тыс.
По мнению участников рынка, несмотря на все усилия регулятора, быстро достичь положительных результатов будет непросто. Это осознают и в ЦБ. Ранее глава службы ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута сетовал (см. "Ъ" от 2 марта), что при попытке применить какие-то меры воздействия к нарушителям и провести комплексное расследование компетенция ЦБ заканчивается. "При этом многие нелегальные компании находятся за пределами российской доменной зоны, поэтому добраться до них сложнее",— поясняет Александр Шустов, указывая, что полностью ликвидировать этот сектор никогда не удастся. "Однако нужно сконцентрироваться на том, чтобы средний срок жизни таких компаний не превышал двух-трех недель, тогда ущерб от них гражданам и государству будет минимальный",— заключил господин Шустов. "Сейчас мы совместно с Генпрокуратурой ведем работу, чтобы изменить эту ситуацию,— подчеркнули в ЦБ.— Мы рассчитываем, что координация усилий наших ведомств позволит серьезно сократить время, которое уходит на выявление преступлений и сбор доказательной базы, повысить оперативность рассмотрения материалов и передачи их в суд". В 2016 году Банк России направил в органы прокуратуры информацию о 965 таких организациях, однако количество возбужденных дел составило чуть более 5%, сообщила пресс-служба ЦБ.