Доработан законопроект о покрытии ущерба от стихийных бедствий
Минфин подготовил поправки к принятому два года назад законопроекту о страховой защите жилья граждан от стихийных бедствий. Согласно им, владельцы недвижимости лишаются главного стимула к покупке полиса — в случае потери незастрахованных квартир и домов от ЧС пострадавшие могут рассчитывать на полную компенсацию, а не на жилье на условиях социального найма. Также исчезла новелла о включении расходов на такое страхование в коммунальную "платежку" — за счет этого страховщики потеряют главный канал продаж таких полисов.
Минфин разместил для публичного обсуждения поправки к законопроекту об упорядочивании механизма оказания помощи гражданам по восстановлению имущества, утраченного в результате стихийных бедствий. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении 27 февраля 2015 года. Он предполагает введение самого масштабного страхования в стране — жилья граждан.
Несмотря на добровольный порядок такой страховки, ее популярность в первом чтении предлагалось обеспечить новеллой о получении гражданами от государства жилья на условиях социального найма взамен утраченного от ЧС (в случае, если оно не было застраховано). Такое жилье, напомним, нельзя приватизировать и передать по наследству. В новой версии такой нормы уже нет. По сведениям "Ъ", на ее исключении настояли в администрации президента.
В поправках говорится о том, что условия и порядок страхования жилых квартир, домов от ЧС определяются страховщиком или страховым профобъединением. Ранее на рынке предлагали установить лимит выплат в 300 тыс. руб. при цене полиса в 300 руб. в год. Минфин предлагает запретить приобретать такую минимальную страховку (федеральный минимум рисков без дополнительного страхования) — ее можно будет купить только в составе пакета рисков. Например, повреждения жилого помещения "в результате иных событий, не стихийных бедствий" — взрыва бытового газа, соседских "затоплений" и прочего.
Риски в объеме федерального минимума подлежат обязательному перестрахованию в "дочке" ЦБ — Российской национальной перестраховочной компании (РНПК). Страховые суммы установит правительство, тарифы — ЦБ. При наступлении страхового события в результате ЧС — утраты жилья страховщик выплачивает оговоренный в полисе лимит, а субъект РФ добавляет средства, необходимые на покупку нового жилья.
Новая конструкция законопроекта не нравится ни страховому лобби, ни РНПК. "В проекте отсутствуют какие-либо стимулы, побуждающие страховаться, а не надеяться на авось в случае наступления чрезвычайной ситуации,— заявил "Ъ" президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.— В результате есть риск получить неработающий, формальный закон". "Невозможность застраховать жилье по федеральному минимуму повторит ситуацию с ОСАГО в "токсичных" регионах,— считает глава РНПК Николай Галушин.— Страховщики не будут продавать страховки в регионах, регулярно терпящих стихийные бедствия, в итоге жители таких территорий не смогут купить полис".
Кроме того, на рынке настаивают на более жесткой конструкции определения условий и порядка страхования. По словам собеседников "Ъ", не стоит отдавать это на откуп отдельным страховщикам, правила должны быть стандартными и определяться профобъединением. Минфин перекрыл страховщикам и главный канал продаж таких полисов: норма о включении таких расходов в платежный документ за коммунальные услуги исчезла из новой версии документа. На рынке уверены, что такой сложный закон не будет принят до президентских выборов.