Что нужно доработать в профильном законе и насколько масштабна проблема просрочки по кредитам, рассказали эксперты.
Добро пожаловаться
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол «Помогло ли законодательное ограничение снизить коллекторский произвол?». 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» заработал с этого года. Его долго разрабатывали, вносили разные изменения. В итоге приняли только с четвертой попытки. И то, вероятно, потому — что жизнь заставила. В 2015-2016 годах коллекторский беспредел достиг пика.
Сейчас работу взыскателей контролирует и ведет соответствующий реестр Федеральная служба судебных приставов. ФССП издало шесть приказов, где прописан весь процесс надзора за коллекторами.
В конце прошлого года в реестр включили 10 организаций. Сейчас в нем 121 компания. 24 юрлицам отказали в аккредитации, потому что они не предоставили в полном объеме нужные документы (чаще всего речь идет о том, что они не смогли подтвердить размер чистых активов компании). Больше всего коллекторских агентств работает в Москве (42), Санкт-Петербурге (9), Свердловской области (8), Нижегородской области и республике Крым (по 6), Ростовской области (5).
За время работы закона в ФСПП поступило больше 5 тыс. жалоб на коллекторов. Обоснованными из них признали всего 130
— Сотрудники ФСПП могут проводить плановые и внеплановые проверки коллекторских агентств. В 2017 году плановых проверок не будет. Они пройдут в следующем году, после утверждение ежегодного плана проверок. Пока мы проведим внеплановые проверки с учетом поступающих обращений. Три из них уже состоялось, — рассказала и.о. начальника Управления организации ведения госреестра и контроля за деятельностью юридических лиц ФСПП Анна Мещерякова.
Всего за время работы закона в ФСПП поступило больше 5 тыс. жалоб на коллекторов. Обоснованными из них признали всего 130. В остальных «состава преступления» не обнаружили.
По словам Мещеряковой, «количество жалоб граждан на коллекторов постоянно растет, и будет расти еще долго, равно как и привлечение нарушителей к ответственности».
Работа над ошибками
Прошло меньше полугода, а уже стало понятно, что в законе надо кое-что подкрутить, чтобы он нормально заработал.
Вот, например, сотрудники ФСПП не имеют возможности получать нужную информацию от операторов сотовой связи. А это бывает нужно, чтобы понять, зря жалуется человек на коллекторов или, действительно, были с их стороны какие-то нарушения. Сейчас готовится предложение о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, которые наделят должностных лиц ФСПП полномочиями по проведению административных расследований. Тогда они смогут получать нужные материалы для привлечения коллекторов к ответственности.
— В 230-ФЗ используются такие термины как «применение методов, опасных для жизни и здоровья людей», «оказание психологического давления на должника». Но закон не раскрывает этих понятий, поэтому нашим сотрудникам в каждом конкретном случае приходится оценивать ситуацию исходя из собственных убеждений и общих принципов законодательства, — сообщила Анна Мещерякова.
То же самое относится к трактовке частоты телефонных разговоров. Например, может ли считаться дозвон состоявшимся, если разговор прервался до того, как должнику рассказали о сути обращения? Ответа на этот вопрос в законе нет.
Также непонятно, какую ответственность будет нести банк или МФО за передачу взыскания долгов «серым» коллекторам. Сейчас у Центрального банка нет полномочий по наказанию таких кредиторов.
Каких-то жутких историй с коллекторами в этом году не было, но мелкое хулиганство продолжается
Еще одна проблема в том, что несмотря на наличие закона, защищающего права заемщиков, на их жалобы оперативно могут и не среагировать.
— 20 марта мы направили 4 жалобы на действия коллекторов в четыре разных надзорных органа — в ФСПП, ЦБ, МВД и прокуратуру. Сегодня 30 мая. До сих пор ни по одной ситуации мы не получили конкретных решений. С принятием 230-ФЗ наша правоохранительная система никак не изменилась. Это касается и участковых, которые плохо реагируют на обращения людей о звонках с угрозами, развешивании оскорбительных объявлений в подъездах и т.д., — сказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
По его наблюдениям, «каких-то жутких историй с коллекторами в этом году не было, но мелкое хулиганство продолжается».
Миллионы людей не могут платить банкам
Без работы коллекторы не останутся.
У 3 млн заемщиков долговая нагрузка превышает 60%. У этих людей нет возможности обслуживать кредиты
— Сейчас мы оцениваем рынок розничного кредитования как острожное восстановление после спада в 2015 году. Доля просроченных кредитов находится примерно на одном уровне, — сообщил замдиректора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин.
По данным НБКИ, около 16% должников испытывают сложности в обслуживании долга. Это примерно 5-6 млн человек. У 3 млн заемщиков долговая нагрузка превышает 60%. У этих людей нет возможности обслуживать кредиты.
Есть две основные причины просрочки. Это необязательность заемщика (он забывает или не хочет возвращать долги) и отсутствие денег для погашения кредита.
— Мы проработаем вопрос об определении общего объема долговой нагрузки заемщика, при достижении которого будет приостанавливаться начисление пени и штрафов. Это позволит снизить неподъемную долговую нагрузку для многих людей, — поделился планами и.о. начальника отдела регулирования банковской деятельности Департамента финансовой политики Минфина Алексей Яковлев.
Также планируется заключить соглашение между Банком России и ФСПП о взаимодействии для обмена информацией по выявленным фактам нарушения 230-ФЗ.