IDES и передать отчетность в Налоговую службу США.
Общеизвестно, что многие отечественные банки не заморачивались принятием требований Налоговой службы США, надеясь, что «и так пронесет». Как обсуждается в форуме, первый дедлайн (не считая получения глобального идентификационного номера финансового посредника GIIN) — идентификация новых счетов физических лиц — настал спустя 90 дней с момента открытия любого счета физического лица — гражданина США — после 30 июня 2014 года. К этому моменту теоретически должны были быть готовы все внутренние политики по идентификации в любом российском банке. «На практике, думаю, что ни у кого на тот момент не было», — пишет один из активных участников форума.
«Если ваш статус Direct Reporting Non-Financial Foreign Entity (NFFE), то сдается обязательно нулевая отчетность. При остальных статусах можно не подавать нулевую отчетность»
Поэтому в середине 2016 года форум пестрит такими постами — «Дорогие коллеги! Помогите! Нулевая отчетность по FATCA сдается? Мы все проспали, даже сертификатов нет никаких и ключей. Только регистрация!»
На этот вопрос приходили логичные ответы в духе «стрекоза и муравей» из басен Крылова — «ты все пела? Это дело…» или «Если ваш статус Direct Reporting Non-Financial Foreign Entity (NFFE), то сдается обязательно нулевая отчетность. При остальных статусах можно не подавать нулевую отчетность».
Кого назначить крайним?
В 2016 году сотрудник банка спрашивает на форуме — банк только регистрируется на IDES (системе, позволяющей передавать отчетность по FATCA) и на сайте ФНС. Кто должен быть ответственным сотрудником за направление отчетности в эти два органа? Один и тот же сотрудник или разные?
«Правильнее было бы подготовку данных проводить отделу информационной безопасности»
Ответ. Зависит от размеров организации. Формировать файл xml могут одни специалисты, готовить другие (подпись/шифр/архив), отправлять третьи. А может все это делать и один человек. В банке того человека, который отвечал на этот вопрос, регистрация на порталах и выгрузка файла делается в департаменте корреспондентских счетов, подготовка и отправка — IT-департаментом. «Правильнее было бы подготовку данных проводить отделу информационной безопасности», — считает специалист.
Возник вопрос у IT-департамента банка о том, какую программу использовать для формирования xml файла для подачи его в IDES? «Ваши специалисты сами писали программу или покупали? Если покупали — то какую, так как сама форма отчетности 8966 — это файл формата pdf. Сама отчетность формируется уже в данной программе?
Ответ. Обычного банковского софта хватает. В идеале должен быть модуль у поставщика АБС этого банка. Либо программист внутри банка должен написать некую обработку, результатом которой будет указанный файл, соответствующий формату FATCA. XML-cхемы, описание полей, нулевой файл и прочее можно скачать на сайте . Если персонажей, попадающих «под отчёт» немного, то можно заполнить нулевой xml и руками, используя пример — и получится тестовый отчёт.
Вопрос. При изменении Ответственного лица в банке (RO), отвечающего за предоставление отчетности в IDES, необходимо ли уведомлять ФНС о изменении регистрационных данных? «Насколько понимаю, в случае изменений любых регистрационных данных м RO, GIIN, наименования банка — необходимо уведомить сначала российские надзорные органы, а после этого внести изменения уже на портале IRS.
Ответ. Если статус банка и GIIN не меняется, а он при смене ответственного лица не меняется — то уведомлять ФНС и органы в США не надо.
Вопросы посерьезнее. Когда клиенты — граждане США все же у банка есть.Топикстартер пишет.
1. У нас в ходе общей проверки клиентской базы обнаружился клиент — физическое лицо с американским гражданством, у которого на дату 30.06.14 года остаток на счету превышал $ 50.000 (об остатках на счету физика свыше этой суммы банк обязан уведомлять контрольные органы США — прим «Новости Банков»), но в 15.08.15 года клиент закрыл все свои счета. Следует ли по нему отчитаться сейчас, если до этого не отправляли по нему отчет, или уже поздно?
2. Подскажите, удержания с 2017 года с клиентов с гражданством США делаются со стороны IRS или банков? Если самим банком, в котором находится счет — то когда и как? (Касательно этого вопроса на их сайте есть разногласия — пишет человек, задавший данный вопрос).
3. Если банк долгое время не может связаться с клиентом для получения информации о налоговом резиденстве США, то следует ли его включать в отчет на основе только US Indicia?
4. Уведомляет ли банк клиентов-отказников, что о них в налоговую США пойдет отчет?
Ответ.
1. Всё зависит от даты регистрации в IRS. В любом случае отчитываться в 2017 году за 2015 год немного поздновато.
2. Удержания с клиентов с гражданством США не предусмотрено FATCA (если мне не изменяет память). Удержание должно производится с платежей в адрес отказников и NonparticipatingFFI. Поскольку российское законодательство не позволяет этого делать российским банкам, то документы на удержание надо предоставлять вверх по цепочке банку-плательщику, а тот в свою очередь будет действовать в соответствии с заключенным с IRS соглашением.
Как Вы собираетесь уведомлять тех, с кем не можете связаться?
3. Если банк не может связаться с клиентом, то на основании внутренней процедуры такому клиенту присваивается статус «отказник». Отчетность по таким клиентам предусмотрена §1.1471-4(d)(6)(i)(B).
4. Отчетность по отказникам производится агрегированная и обезличенная. Зачем об этом знать клиенту? И потом, как Вы собираетесь уведомлять тех, с кем не можете связаться?
Из раздумий о непростых требованиях FATCA
В форуме попросили о помощи. Если по тексту инструкции идет отсылка на иностранные источники по отношению к США, то получается, что российские банки должны подавать информацию обо всех выплатах, за исключением выплат от источника США. Тогда смысл теряется, как в налоговой службе США будут применять эту информацию?
Получается, что сведения о российских источниках дохода не передаются
«Не думаю я, что они налог станут удерживать (если это вдруг станет возможным) с выплат по российским ценным бумагам только из-за того, что финансовый институт не получил GIIN».
А уж если на 1267 анализировать, то там тоже ссылка есть на иностранные организации и иностранные источники, но это уж явно иностранные в отношении РФ. Получается, что сведения о российских источниках дохода не передаются.
Топикстартер предполагает, что есть 3 финансовых института, не имеющих GIIN — «Ромашка», «Лютик» и «Василек». У «Ромашки» 4 счета с суммарным остатком на конец года в $ 1 млн., у «Лютик» 3 счета и $ 2 млн, а у «Василька» 2 счета и $ 3 млн.
У «Ромашки» были выплаты только от российских ценных бумаг, у «Лютика» выплаты и от российских, и от европейских, а у «Василька» — от российских и американских, по американским в сумме $ 2 тыс.
Исходя из такой картины, банк заполняет V часть формы 8966 следующим образом:
— тип организации, в отношении которой подается отчетность — NPFFI (не участвующая ФИ);
— количество счетов — 4+3+2=9;
— суммарные остатки — 1+2+3=6 млн. долл;
— количественно выражение полученного дохода — $ 2 тыс. (доход от европейских ценных бумаг не берется в расчет, так как FATCA — закон американский).
Верно ли трактуется информацию о заполнении отчета?
Почти два года в форуме на этот вопрос нет ответа. Видимо, каждый банк подает такие сведения в США «кто во что горазд».
Что считать американской ценной бумагой?
Вопрос. Подскажите, пожалуйста, что считать американской ценной бумагой (четкое определение) для каждого типа ценной бумаги: акции, облигации, депозитарные расписки (вариант А — считать американской ЦБ по базовому активу (как трактует наш ЦБ РФ) или вариант Б — по депозитарию-эмитенту), пай, структурные ноты.
И все ли эти ценные бумаги учитываются по ФАТКА?
Для Nonparticipating FFI в каком случае необходимо ее включить в индивидуальную отчетность?
Ответ.
1. Для целей FATCA точное определение американской ценной бумаги вам не понадобится.
2. Рассматриваются любые ценные бумаги, учитываемые на кастодиальном счете клиента.
3. В отношении NPFFI персонифицированная отчетность не является обязательной, если есть локальные законодательные ограничения (например, на основании 173-ФЗ («О валютном регулировании и валютном контроле») банк не может представлять информацию без согласия владельца счета).