Что надо делать банкам, чтобы остаться на рынке завтра? «Новости Банков» представляет тезисы выступления председателя правления Тинькофф Банка Оливера Хьюза на форуме «Банки России – XXI век» в Сочи.
Останутся ли банки, основные поставщики финансовых услуг, через какое-то время? Как ни парадоксально, мой ответ – да. Хочется сказать «нет». Но, к сожалению, да.
Взрыв финтеха, много хайпа. При этом очень много финтех-компаний без банковских лицензий умирают.
Банки, в свою очередь, начинают приобретать некоторые финтех-навыки
Успешные небанковские финтех-проекты начинают получать банковские лицензии или лицензии участников финансового рынка, начинают регулироваться. Им это нужно, чтобы развить свой бизнес дальше. А банки, в свою очередь, начинают приобретать некоторые финтех-навыки.
Есть банки, которые были финтехом изначально – как Тинькофф. А есть банки, которые становятся финтехом со временем. Как Сбербанк, например. Он очень успешно и убедительно это делает. И не только он – если мы говорим про Россию.
Есть куча банков, которые уже никто, ходячий труп
Вопрос не в том, останутся ли на рынке банки – эти успешные посредники, со своим успешным риск-менеджментом, жестким регулированием. А в том – какие банки вообще останутся? Вот это самое интересное. И, возможно, здесь стоит говорить не только о банках, а в целом о финансовых игроках, которые регулируются.
Просто много данных – это ни о чем
Что нужно, чтобы оставаться участником банковской и финансовой системы?
- Интерфейс. Без интерфейса ты никто. И есть куча банков, которые уже никто, ходячий труп. Это очень важный момент, который определяет твои связи с клиентом. Тем более - с будущим клиентом. Это может быть, кстати, face to face - отделения, я их не отрицаю. Это, естественно, мобильные приложения. Это интернет-банк, это колл-центр, это чат. Но это уже и намного больше. Например, если ты заходишь в магазин в США. Ты делаешь покупку без покупки. Ты просто заходишь в магазин, забираешь с полки то, что тебе нужно – и товар ушел, все. Через мобильные приложения, через датчики в магазине и так далее средства дистанционно списываются со счета. Это покупка – но это не покупка. Все эти вещи меняются очень быстро.
- Технологии. Интерфейс – это вопрос технологий. И технологии – это не просто IT-платформа. Понятно, что много чего можно купить, установить кучу разных новых систем. Но это вопрос процессов вокруг IT-платформ. У тебя может быть прекрасный интерфейс на фронте. Но если за этим фронтом нет соединенных процессов, чтобы дать хороший клиентский опыт, тогда у тебя тоже большие проблемы. Бизнес-процессы – самое сложное. Их постоянно надо обновлять, модернизировать технологии. Скорость, адаптированность, качество и сервис – все эти технологии должны быть у тебя. Ты сам должен это писать, поддерживать. Это сложно и дорого.
- Данные. Все розничные банки имеют кучу данных, большие банки имеют много данных. Но что с ними делать – большой вопрос. Опять это вопрос технологий, но также – вопрос правильной настройки. Ты должен понять, как их хранить, как упорядочить, очищать, куда их применять, как анализировать. Просто много данных – это ни о чем.
- Масштабирование. Ты должен понять, как масштабировать свой бизнес. Это, к сожалению, закон джунглей, где самые большие выживут, а маленькие – умрут. Почему? Это вопрос экосистем. Экосистемы финансовых игроков – это, скорее всего, онлайн, электронная коммерция, интернет-магазины. Это могут быть телеком-гиганты. И, кстати, банки. Некоторые банки, которые смогут сложить этот паззл. Они построят финансовую экосистему. Они уже строят, мы уже строим. Это вопрос количества клиентов, количества сервисов: все в одном месте. Ты масштабируешь, масштабируешь – и за счет этого ты можешь снижать цену, не снижая клиентского сервиса. Это вопрос жизни и смерти для всех нас. Мы готовы конкурировать в масштабе с этими гигантами?
Это вопрос жизни и смерти для всех нас
Интересное время наступает!