Есть ли жизнь без agile и как полностью роботизировать банк – эти вопросы обсуждались на второй сессии конференции «Гибкое управление проектами в банках», организованной информационным агентством «Новости Банков», которая состоялась 24 октября 2017 года в Зиларт-холле.
Везде, кроме атомной станции
В конце своего выступления Алексей Пучков посоветовал банкам чаще применять здравый смысл в решении проблем
Алексей Пучков, руководитель департамента развития информационных продуктов холдинга Банки. Ру рассказал на конференции о том, как по годам строилось агентство Банки.ру и сайт компании. По его словам, в 2004 году появился человек, захотевший сделать сайт, на котором можно было бы сравнить вклады в разных банках, почитать новости и еще размещать немного рекламы ( речь об основателе Банки.ру. Филиппе Ильине- Адаеве - Прим. Ред.) В 2005 году сайт вышел в продакшн. В 2010 году начался быстрый рост бизнеса, что потребовало реализации новых процессов. «К команде присоединились люди, которые помогли нам понять ценности Agile и перестроить на их основе нашу работу. К 2016 году сложилась культура создания ценности, позволяющая нам развивать более 100 разделов и сервисов, которые считают полезными шесть с половиной миллионов уникальных посетителей», - отметил он. В конце своего выступления Алексей Пучков посоветовал банкам чаще применять здравый смысл в решении проблем.
Руководитель отдела управления семействами приложений Райффайзенбанка Николай Кныш и руководитель управления стратегического развития ИТ этого банка Серей Щербинин долго пытали зал вопросом, в каких процессах не нужно использовать agile. Из зала ответили, что agile точно не надо использовать при строительстве атомных станций, так как гибкое перекидывание блоков атомной станции «туда-сюда» может привести к беде. «Начиная стоить атомную станцию, мы и понимаем, что мы хотим получить на выходе – именно ее», - согласился Кныш. Но при этом оба представители «Райффайзена» считают, что гибкие методологии agile применимы практически везде.
Директор по развитию цифровых каналов Промсвязьбанка Алексей Чубенко отметил, что разработчики, привыкшие жить в какой-то методологии – причем в любой - привыкли к конвейеру, где им от этапа к этапу передаются артефакты. Для программистов этот артефакт - техническое задание. Но в процессе работы в Промсвязьбанке айтишники столкнулись с проблемой: разработчики не знают, как сделать то, что их просят сделать продуктологи. «То есть ребята сидели и ждали, когда им принесут готовое техзадание. Для решения этой проблемы мы и привлекаем scrum-мастера, этот человек владеет всем процессом и помогает это техзадание задизайнить», - отметил Чубенко. В итоге scrum запущен в Промсвязьбанке в двух командах в рознице и в одной, которая работает с малым и средним бизнесом.
Директор департамента развития программного обеспечения и архитектуры банка «Хоум кредит» Михаил Кононов отметил, что разработчики очень быстро должны чувствовать продукт и быстро реагировать, если что-то попало во фрод.
«В чат-бот можно запихнуть всё»
Идея банка – полностью избавить банк от человека, и всю работу отдать роботу. Если у человека есть вайбер, то можно сразу пользоваться услугами, не скачивая никаких приложений
Михаил Попов, основатель Talkbank, сообщил, что идея банка – полностью избавить банк от человека, и всю работу отдать роботу. Если у человека есть вайбер, то можно сразу пользоваться услугами, не скачивая никаких приложений. Роботизировано будет все – от открытия счета до его закрытия. В чат-бот можно запихнуть все. Попов отметил, что обычно мобильные приложения не могут продавать сложные продукты, это тяжело и дорого, да и мобильное приложение превращается в монстра из кнопок и иконок. Михаил Попов рассказал про интеграцию платформы банка с Почтой России, так как банк рассылает свои карты по всей стране – даже в Крым, а это можно сделать лишь при посредничестве почтовой сети. Делается это через открытые IP – отслеживается место нахождения карты. Доставка карты - самый ключевой процесс в банке, и он уже переписывался раз семь.
Люди должны придумывать продукты, как их реализовать – это уже дело второе
Люди должны придумывать продукты, как их реализовать – это уже дело второе. Самое главное – придумать что-то новое, уверен Попов.
Менеджер проектов Банки.ру Наталья Губейдуллина напомнила: важно не только удовлетворять желания клиента, но и контролировать, предугадывать их, предлагая что-то заранее. Здесь и необходим agile.
Директор по digital «Ростелекома» Вячеслав Благирев использовал в качестве метафоры сравнение МСФО и РСБУ – международных и российских стандартов бухгалтерского учета. Он отметил, что МСФО – это agile, а РСБУ – это инструкция к действию. «Если продукт в agile в Google делается за день, то зачем нам долгое проектирование?» – задался он риторическим вопросом.
Начальник отдела исследований и разработок в «Ак Барс цифровые технологии» Ярослав Шуваев отметил, что не надо бояться попасть в «матрицу» - мы в новой матрице уже живем. Например, Apple уже формируют новые потребности человека. В XXI веке потребности создаются корпорациями быстрее, чем их формируют сами люди.