Микрозаймы для микробизнеса: главный кредитор- государство - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

Микрозаймы для микробизнеса: главный кредитор- государство - «Финансы»


Микрозаймы для микробизнеса: главный кредитор- государство - «Финансы»


Недавно Банк России сообщил, что МФО, финансирующие малый и средний бизнес, по большей части являются организациями с госучастием в капитале. Почему коммерческие МФО не проявляют значительного интереса к этому сегменту и каковы перспективы его развития?


Налоговый контроль увеличит долю МСП


Ни для кого не секрет, что малый и средний бизнес необходимы для здорового роста экономики, обеспечения низкого уровня безработицы и инфляции, а также способствуют появлению совершенно новых отраслей и развитию технического прогресса. После новых майских указов президента, которые поставили задачу увеличить численность занятых в сегменте МСБ с нынешних 19 млн. человек до 25 млн. к 2024 году, деятельность в этом направлении особенно активизировалась.


Судя по всему, планы правительства по росту занятости и доли МСП в ВВП будут реализовываться не только за счет повышения стимулов и возможностей граждан заниматься предпринимательской деятельности, но и за счет массового вывода бизнеса из тени. Ведущая роль в этом процессе отводится ФНС. Например, важным нововведением является внедрение онлайн-касс для розничной торговли, которые на данный момент позволили увеличить видимую налоговикам выручку с одной кассы в среднем в 2 раза. При этом поступления НДС по сектору розничной торговли по итогам прошлого года уже возросли на 37%.


В следующем году на автоматическую онлайн-передачу данных в ФНС перейдет вся сфера услуг, что значительно «обелит» деятельность малого и среднего бизнеса. К этому стоит добавить планируемое введение налога на профессиональный доход, позволяющий увеличить налоговые поступления по самозанятым гражданам, собрать статистику и отнести их деятельность к категории микробизнеса, а также продолжение курса на создание единого информационного пространства администрирования.


Помощь малым


В свою очередь, если Минэкономразвития сосредоточено на распределении льготного финансирования и снижении регуляторной нагрузки на МСБ, то ЦБ занят стимулированием работы игроков финансового рынка с предприятиями малого бизнеса. При этом очень важная роль в этом процессе отводится именно микрофинансовому, а не банковскому сектору.


Малому бизнесу получить банковский кредит гораздо сложнее; в частности, для микропредприятий (к которым относится 99% ИП) - это практически непосильная задача

Причины такого подхода заключаются в неравном доступе к заемным средствам для представителей малого и среднего бизнеса. Около 53% МСП ведут свою деятельность в форме ИП, но в структуре задолженности перед банками на 1 июля 2018 года их доля составила только 9%. Банковскому сектору больше интересен немногочисленный сегмент среднего предпринимательства за счет более понятной бизнес-модели и относительно небольшого объема «серых» операций, что позволяет достоверно оценивать их финансовую устойчивость. Малому бизнесу получить банковский кредит гораздо сложнее; в частности, для микропредприятий (к которым относится 99% ИП) - это практически непосильная задача. Поэтому для них именно сегмент микрофинансирования является единственно возможным вариантом получения средств на развитие своего дела.


Из субъектов МСБ около 95% - микропредприятия с выручкой не выше 120 млн. руб. и штатом не более 15 человек. Большая часть этого бизнеса занята в некапиталоемких сферах. Например, более 50% приходится на сферу торговли, которая не предполагает большие объемы инвестиций в основной капитал, однако характеризуется частым возникновением кассовых разрывов. Соответственно, потребность микробизнеса в микрозаймах потенциально очень высока.


Тем не менее, объемы микрофинансирования субъектов малого бизнеса достаточно скромны и не отличаются сильным ростом. Частным МФО проще предоставлять микрозаймы физлицам, так как их скоринг строится на проверке данных бюро кредитных историй, анкетировании и обработке массива статистических данных. Подобный процесс хорошо поддается автоматизации, что выгодно МФО в плане снижения издержек и временных затрат. Но автоматизировать процесс выдачи микрозаймов бизнесу на данный момент не представляется возможным по причине большого количества его субъектов, работающих в «тени». Причем зачастую ими практикуются смешанные операции: например, закупка товара у официального поставщика проводится через бухучет, а сбыт - в «серой» зоне. Так, товар остается «висеть» на балансе, а «списывают» его через некоторое время по причине «порчи».


Кроме того, для микробизнеса характерен резкий и необоснованный рост дебиторской или кредиторской задолженности, связанный с использованием фиктивных договоров с контрагентами. Эту проблему МФО может решить либо с помощью учета данного риска в величине процентной ставки и распределения его и на добросовестных клиентов, либо путем индивидуального подхода к каждому заемщику с анализом всех аспектов бизнеса и заключенных с контрагентами договоров. При этом наиболее оптимальный вариант решения здесь не очевиден.


В поисках нового равновесия


Получается, 89% портфеля МСП приходятся на МФО с госучастием в капитале, представленных, в основном, региональными фондами поддержки предпринимательства. При этом, во-первых, предложение средств значительно ниже спроса на них, а, во-вторых, существуют жесткие требования к целевому расходованию и результативности (например, может потребоваться создать определенное количество рабочих мест). Кроме того, не все отрасли экономики подлежат финансированию из таких фондов (например, производство подакцизных товаров). При таких обстоятельствах многие предприниматели вообще выпадают из финансовой системы страны.


Поэтому ужесточение налогового контроля с помощью информационных технологий является болезненным, но нужным процессом.


С одной стороны, это приведет к закрытию тысяч неэффективных микропредприятий, не выдерживающих налогового бремени. Что может вызвать рост уровня безработицы и инфляции в краткосрочной перспективе.


С другой стороны, ужесточение налогового контроля приведет к значительному упрощению оценки его финансового состояния, а, следовательно, повысит интерес частных МФО, которые присматриваются к новым сегментам микрофинансирования для дальнейшего увеличения денежного потока и диверсификации портфеля микрозаймов. Но стоит отметить, что МФО еще предстоит решить проблему фондирования: пока оно слишком дорого, и наладить долгосрочное финансирование микропредприятий на приемлемых ценовых условиях не получится.


Дальнейшие перспективы


В будущем кредитование микробизнеса в значительной части в любом случае отойдет МФО

В будущем кредитование микробизнеса в значительной части в любом случае отойдет МФО. Связано это будет прежде всего с теми же высокими рисками МСБ, которые банковский сектор вряд ли захочет нести - количество непрофессиональных предпринимателей здесь слишком велико. Микрофинансовая отрасль более приспособлена работать с высокими рисками, за счет принципиально иного регуляторного подхода.


Также можно прогнозировать, что рост налоговой нагрузки на малый бизнес в конечном итоге приведет к положительным последствиям - повышению уровня менеджмента на предприятиях, прозрачности и правдивости их отчетности и финансовой устойчивости. А значит, позволит наладить и качественное финансирование деятельности. В перспективе нескольких лет доминирующую роль в микрофинансировании малого бизнеса будут играть МФО с госучастием. Однако далее доля частных МФО будет расти. Вероятно, на первых этапах их услуги могут стоить несколько дороже, но это будет компенсироваться гибкостью предлагаемых условий и высокой скоростью принятия решений.


Недавно Банк России сообщил, что МФО, финансирующие малый и средний бизнес, по большей части являются организациями с госучастием в капитале. Почему коммерческие МФО не проявляют значительного интереса к этому сегменту и каковы перспективы его развития? Налоговый контроль увеличит долю МСП Ни для кого не секрет, что малый и средний бизнес необходимы для здорового роста экономики, обеспечения низкого уровня безработицы и инфляции, а также способствуют появлению совершенно новых отраслей и развитию технического прогресса. После новых майских указов президента, которые поставили задачу увеличить численность занятых в сегменте МСБ с нынешних 19 млн. человек до 25 млн. к 2024 году, деятельность в этом направлении особенно активизировалась. Судя по всему, планы правительства по росту занятости и доли МСП в ВВП будут реализовываться не только за счет повышения стимулов и возможностей граждан заниматься предпринимательской деятельности, но и за счет массового вывода бизнеса из тени. Ведущая роль в этом процессе отводится ФНС. Например, важным нововведением является внедрение онлайн-касс для розничной торговли, которые на данный момент позволили увеличить видимую налоговикам выручку с одной кассы в среднем в 2 раза. При этом поступления НДС по сектору розничной торговли по итогам прошлого года уже возросли на 37%. В следующем году на автоматическую онлайн-передачу данных в ФНС перейдет вся сфера услуг, что значительно «обелит» деятельность малого и среднего бизнеса. К этому стоит добавить планируемое введение налога на профессиональный доход, позволяющий увеличить налоговые поступления по самозанятым гражданам, собрать статистику и отнести их деятельность к категории микробизнеса, а также продолжение курса на создание единого информационного пространства администрирования. Помощь малым В свою очередь, если Минэкономразвития сосредоточено на распределении льготного финансирования и снижении регуляторной нагрузки на МСБ, то ЦБ занят стимулированием работы игроков финансового рынка с предприятиями малого бизнеса. При этом очень важная роль в этом процессе отводится именно микрофинансовому, а не банковскому сектору. Малому бизнесу получить банковский кредит гораздо сложнее; в частности, для микропредприятий (к которым относится 99% ИП) - это практически непосильная задача Причины такого подхода заключаются в неравном доступе к заемным средствам для представителей малого и среднего бизнеса. Около 53% МСП ведут свою деятельность в форме ИП, но в структуре задолженности перед банками на 1 июля 2018 года их доля составила только 9%. Банковскому сектору больше интересен немногочисленный сегмент среднего предпринимательства за счет более понятной бизнес-модели и относительно небольшого объема «серых» операций, что позволяет достоверно оценивать их финансовую устойчивость. Малому бизнесу получить банковский кредит гораздо сложнее; в частности, для микропредприятий (к которым относится 99% ИП) - это практически непосильная задача. Поэтому для них именно сегмент микрофинансирования является единственно возможным вариантом получения средств на развитие своего дела. Из субъектов МСБ около 95% - микропредприятия с выручкой не выше 120 млн. руб. и штатом не более 15 человек. Большая часть этого бизнеса занята в некапиталоемких сферах. Например, более 50% приходится на сферу торговли, которая не предполагает большие объемы инвестиций в основной капитал, однако характеризуется частым возникновением кассовых разрывов. Соответственно, потребность микробизнеса в микрозаймах потенциально очень высока. Тем не менее, объемы микрофинансирования субъектов малого бизнеса достаточно скромны и не отличаются сильным ростом. Частным МФО проще предоставлять микрозаймы физлицам, так как их скоринг строится на проверке данных бюро кредитных историй, анкетировании и обработке массива статистических данных. Подобный процесс хорошо поддается автоматизации, что выгодно МФО в плане снижения издержек и временных затрат. Но автоматизировать процесс выдачи микрозаймов бизнесу на данный момент не представляется возможным по причине большого количества его субъектов, работающих в «тени». Причем зачастую ими практикуются смешанные операции: например, закупка товара у официального поставщика проводится через бухучет, а сбыт - в «серой» зоне. Так, товар остается «висеть» на балансе, а «списывают» его через некоторое время по причине «порчи». Кроме того, для микробизнеса характерен резкий и необоснованный рост дебиторской или кредиторской задолженности, связанный с использованием фиктивных договоров с контрагентами. Эту проблему МФО может решить либо с помощью учета данного риска в величине процентной ставки и распределения его и на добросовестных клиентов, либо путем индивидуального подхода к каждому заемщику с анализом всех аспектов бизнеса и заключенных с контрагентами договоров. При этом наиболее оптимальный вариант решения здесь не очевиден. В поисках нового равновесия Получается, 89% портфеля МСП приходятся на МФО с госучастием в капитале, представленных, в основном, региональными фондами поддержки предпринимательства. При этом, во-первых, предложение средств значительно ниже спроса на них, а, во-вторых, существуют жесткие требования к целевому расходованию и результативности (например, может потребоваться создать определенное количество рабочих мест). Кроме того, не все отрасли экономики подлежат финансированию из таких фондов (например, производство подакцизных товаров). При таких обстоятельствах многие предприниматели вообще выпадают из финансовой системы страны. Поэтому ужесточение налогового контроля с помощью информационных технологий является болезненным, но нужным процессом. С одной стороны, это приведет к закрытию тысяч неэффективных микропредприятий, не выдерживающих налогового бремени. Что может вызвать рост уровня безработицы и инфляции в краткосрочной перспективе. С другой стороны, ужесточение налогового контроля приведет к значительному упрощению оценки его финансового состояния, а, следовательно, повысит интерес частных МФО, которые присматриваются к новым сегментам микрофинансирования для дальнейшего увеличения денежного потока и диверсификации портфеля микрозаймов. Но стоит отметить, что МФО еще предстоит решить проблему фондирования: пока оно слишком дорого, и наладить долгосрочное финансирование микропредприятий на приемлемых ценовых условиях не получится. Дальнейшие перспективы В будущем кредитование микробизнеса в значительной части в любом случае отойдет МФО В будущем кредитование микробизнеса в значительной части в любом случае отойдет МФО. Связано это будет прежде всего с теми же высокими рисками МСБ, которые банковский сектор вряд ли захочет нести - количество непрофессиональных предпринимателей здесь слишком велико. Микрофинансовая отрасль более приспособлена работать с высокими рисками, за счет принципиально иного регуляторного подхода. Также можно прогнозировать, что рост налоговой нагрузки на малый бизнес в конечном итоге приведет к положительным последствиям - повышению уровня менеджмента на предприятиях, прозрачности и правдивости их отчетности и финансовой устойчивости. А значит, позволит наладить и качественное финансирование деятельности. В перспективе нескольких лет доминирующую роль в микрофинансировании малого бизнеса будут играть МФО с госучастием. Однако далее доля частных МФО будет расти. Вероятно, на первых этапах их услуги могут стоить несколько дороже, но это будет компенсироваться гибкостью предлагаемых условий и высокой скоростью принятия решений.
0
Комментарии для сайта Cackle
Другие новости

Это может то, что вы искали