В ближайшие 2-3 года модель функционирования российского финансового рынка будет кардинально меняться. Основные предпосылки к этому - особенности развития национальной экономики в последние 10 лет и курс правительства на достижение целей новых «майских указов» президента. Финансирование реализации этих целей ляжет на плечи крупнейших банков страны, в то время как розничное кредитование физлиц и МСБ отойдет в ведение небольших банков и МФО.
Почему банкам придется финансировать крупные проекты
За последние 10 лет российская финансовая система проделала огромный путь. Если в 2008 году средства физических и юридических лиц на банковских счетах составляли порядка 14 трлн руб., то к концу 2017-го – уже около 51 трлн рублей. Объемы кредитования за этот срок выросли втрое. Кроме того, после 2010 года сформировался микрофинансовый сектор российского финансового рынка. Кризис несколько затормозил рост отечественной финансовой системы. Однако последние четыре года стали знаковыми для российской экономики в контексте формирования новой экономической реальности, неразрывно связанной с войной санкций.
Сегодня у банковского сектора появилось больше возможностей прогнозирования риска изменения процентных ставок и прибыльного кредитования долгосрочных инвестиционных проектов. В первую очередь, в этом сыграл свою роль переход Центробанка к политике инфляционного таргетирования: в экономике появились предпосылки для установления долгосрочных положительных реальных процентных ставок. При прежней политике, когда таргетировался валютный курс, а не инфляция, это было сложной задачей, что, несомненно, сдерживало развитие института «длинных» денег. Данные усилия Центробанка были дополнены конструкцией «бюджетных правил», фиксирующих цены на нефть на уровне 40 долларов за баррель и снижающих волатильность курса рубля, а, следовательно, и инфляцию.
Новые возможности банков приобретают особое значение в контексте необходимости значительного увеличения доли инвестиций в ВВП, которое предусматривают планы правительства. Дело в том, что ограничиться финансированием масштабных инвестиционных проектов только средствами бюджета не получится даже с учетом высокой рублевой стоимости нефти и дополнительных доходов от НДС. Во-первых, из-за невыполнения плана по привлечению долгового финансирования через облигации федерального займа (во 2 квартале 2018 года было привлечено только 218 млрд. рублей из запланированных 450 млрд.) по причине нестабильности развивающихся рынков и усиления санкционной риторики США. Во-вторых, выход экономики на темпы роста в 3-4% (это минимальная планка для развивающейся экономики, желающей «догнать» развитые страны) в принципе не может осуществиться без частных инвестиций. Кроме того, учитывая вероятность введения американских санкций на российский госдолг, возможности бюджетного финансирования могут стать еще меньше.
Компании не смогут профинансировать такой объем за счет собственных средств и будут вынуждены обращаться за кредитами в банки
Тем не менее, из известных на данный момент проектов в области инфраструктуры, экологии и цифровой экономики запланировано финансирование на 9,55 трлн. рублей. Государственное финансирование охватит менее половины этой суммы, остальное придется на крупный бизнес через механизм государственно-частного партнерства. Совершенно очевидно, что компании не смогут профинансировать такой объем за счет собственных средств и будут вынуждены обращаться за кредитами в банки (особенно, с государственным участием).
ЦБ сменил приоритеты для банков
Запас ликвидности у банковского сектора на эти цели есть: на конец июля он составил 3,4 трлн. рублей, а к концу года, по прогнозу ЦБ, увеличится до 3,7-4,1 трлн. Интерес у банков тоже есть - за счет уже упомянутого установления положительных долгосрочных реальных процентных ставок. К тому же следует учитывать, что на конец 2017 года 58,5% активов банковского сектора приходилось на банки, контролируемые государством. С учетом санируемых банков доля государства в банковском секторе приближается к 70%. Соответственно, в ближайшие годы эти банки будут ориентированы на финансирование крупных инвестиционных проектов.
Повышенный спрос на привлеченные средства будет обеспечен крупными частными и государственными компаниями. Последние, к слову, по-прежнему будут выплачивать дивиденды в размере не менее 50% от чистой прибыли. Здесь стоит отметить принципиальную позицию Минфина: компании должны финансировать инвестиционные программы не в ущерб акционерам, а за счет привлеченных на рыночных условиях средств.
В следующем году начнется активный рост кредитования крупного бизнеса банками с государственным участием, тогда как розничный сегмент для них уже сейчас становится менее привлекателен. Причина - повышение Центробанком коэффициентов риска по необеспеченным потребительским ссудам в мае и сентябре этого года, а значит, охлаждение темпов роста кредитования розничного сегмента.
Кому отдадут розницу?
Работа с физическими лицами будет переходить к банкам с базовой лицензией и микрофинансовым организациям
Эти события повлекут за собой и значительные изменения на рынке розничного кредитования. Работа с физическими лицами будет переходить к банкам с базовой лицензией и микрофинансовым организациям. Так, мы уже видим переориентацию бизнес-моделей МФО с сегмента PDL («займы до зарплаты») на Instalment loans (аналог банковского кредита с более мягкими требованиями к заемщикам и ускоренной процедурой получения). За счет более длинных займов произойдет значительный рост активов микрофинансового сектора. Начало текущего года подтвердило эту тенденцию - к концу первого квартала, по данным ЦБ, портфель Instalment loans показал опережающую динамику, увеличившись на 34,6% за год при росте общего портфеля микрозаймов физлицам только на 28,1%.
При этом существует большой нереализованный резерв наращивания Installment-портфеля. В первого квартале этого года 51,4% микрозаймов в денежном выражении в сегменте “займы до зарплаты” пришлось на онлайн-сегмент, в котором работают крупные МФК. Они имеют возможность привлекать средства граждан для фондирования, а также выпускать облигации. Однако только 15% от выданного объема Instalment-микрозаймов пришлось на сегмент онлайна - из-за трудностей реализации удаленной идентификации клиента. В следующем году ожидается начало использования МФО механизма биометрической идентификации клиента, что позволит перенаправить существенные денежные потоки на развитие сегмента средне- и долгосрочных займов через онлайн-канал.
Кроме того, можно ожидать постепенного снижения стоимости микрозаймов как по причине грядущих законодательных ограничений, так и из-за усиления конкуренции в отрасли между крупными игроками. При этом источниками снижения издержек будет продолжающаяся автоматизация принятия решений о выдаче микрозайма, а также снижение стоимости фондирования, которое происходит вместе с развитием микрофинансового рынка, и, соответственно, уменьшением кредитных рисков для инвесторов.
Что касается кредитования МСБ, здесь также активизируются МФО и банки с базовой лицензией. Однако наибольшее увеличение их активности в этом сегменте вероятно только после 2021 года - в случае, если годовые темпы прироста экономики приблизятся к 3%, смягчится регуляторная среда и полноценно заработает единое пространство налогового администрирования.