О том, как будет работать биржа AIXМеждународного финансового центра «Астана»(МФЦА) и чем она может привлечь инвесторов из разных стран мира, Банкир.ру рассказал председатель правления биржи МФЦА Тимоти БЕННЕТТ.
— Биржа МФЦА начала работу, запустились торги акциями «Казатомпром». Естественно, главный вопрос для любой биржи – интерес инвесторов, ликвидность. Что есть в AIXтакое, чего нет у других бирж? Другими словами, зачем компаниям региона идти именно к вам? Почему, при всем существующем многообразии площадок для встречи инвесторов и потенциальных эмитентов, им нужно встречаться именно у вас?
— Для начала позвольте рассказать о нескольких конкретных вещах, которые мы сделали. Нашим первым приоритетом было создание так называемой «знакомой среды» для инвесторов. Это регуляторная среда, которая схожа с другими международными юрисдикциями. Это технологии, которые соединяют площадку с рынками по всему миру. И это группа брокеров, с которыми может связаться инвестор, чтобы оперативно закрывать сделки. То есть наша биржа дает инвестору все необходимые «ингредиенты». Что мы и продемонстрировали, когда провели размещение АО «Казатомпром».
Что касается ликвидности, мы работаем с маркетмейкерами – с двумя в течение последних двух недель и планируем начать работу еще с двумя до конца года. У нас уже есть ликвидность в тенге, мы также планируем обеспечить ликвидность в долларах США. Мы торгуем акциями и депозитарными расписками в Казахстане и со временем планируем интегрировать ликвидность, имеющуюся в Лондоне, с депозитарными расписками в Казахстане - мы ожидаем, что ликвидность двух бумаг на одном рынке будет расти.
Вы правы, второй важный компонент эффективности биржи – интерес инвесторов. Как поддерживать этот интерес? IPO– это хорошо, однако размещение зависит от условий на рынке. Нам надо иметь целый ряд различных ценных бумаг, которые интересны инвесторам. Долговые бумаги с фиксированной доходностью очевидно интересны. Мы работаем с Министерством финансов Казахстана по вопросу размещения суверенных бондов и сукук (исламский аналог облигаций, выпускаемый в соответствии с законами шариата - Прим. Банкир.ру) И, наконец, мы работаем над ценными бумагами, привязанными к сырьевым ресурсам, которые уникальны для Казахстана – в частности, к урану и другим полезным ископаемым. Мы предлагаем инвесторам большой выбор ценных бумаг для вложения средств.
Все вышесказанное позволяет перейти к ответу на вторую часть вашего вопроса. Почему мне следует выбрать биржу в Астане? Если вы глобальный инвестор и находитесь в Лондоне, то у вас есть несколько сотен рынков, в которые вы можете инвестировать. И на этих рынках – несколько сот тысяч ценных бумаг. А если вы эмитент из Казахстана или другой страны региона, вы хотите для своего размещения платформу – биржу – которая предоставляет выбор различных ценных бумаг для этой юрисдикции.
Исторически казахстанские компании проводили размещения в Лондоне. Таких компаний было четыре или пять, в то время как в Великобритании есть сотни различных ценных бумаг. В результате интерес инвесторов минимальный, ликвидности нет, расти некуда. Мы же хотим создать такой маркетплейс, что если инвестору интересен регион Центральной Евразии, то AIXбудет предлагать 20-30-40 разных ценных бумаг. В этом наше предложение. По сути, наша биржа - ворота для инвестиций в регион. Никто больше такого предложить не сможет. Теоретически какая-то глобальная биржа может сказать – «мы откроем подразделение в Астане» - и сделать что-то подобное. Но вопрос – зачем ей это делать? Потому что мы уже начали это делать, у нас есть планы правительства Казахстана по программе приватизации в рамках либерализации экономики, и у нас уже есть команда, реализующая проект.
Мы смотрим на регион шире – Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан – и предлагаем им готовую платформу. Им хорошо, потому что инвестиции идут. Нам хорошо, потому что мы расширяем спектр доступных инвесторам возможностей.
У нас уже есть уникальное позиционирование, как физическое, так и геополитическое, которое позволит нам создать на основе «Пояса и Пути» эффективный маркетплейс
И, наконец, поговорим о Китае. Это наше отличительное конкурентное преимущество. Инициатива «Пояс и Путь» – важный рынок для Китая. Конечно, еще надо поработать над тем, как преобразовать эту инициативу в инвестиции, но у нас уже есть уникальное позиционирование, как физическое, так и геополитическое, которое позволит нам создать на основе «Пояса и Пути» эффективный маркетплейс.
— Управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов отмечал, что на бирже МФЦА ждут не только гигантов бизнеса, но и компании средней капитализации. Каким критериям должна соответствовать компания, чтобы разместить свои бумаги на бирже МФЦА? Есть ли , какой-то порог капитализации для эмитентов?
— В настоящий момент такой порог существует. Но одним из уникальных преимуществ принадлежности к МФЦА является возможность «чистого листа». Уже в будущем году появится набор правил, которые будут подходить разным типам бизнеса.
Кроме того, мы работаем над правилами для юниорских добывающих компаний, которые занимаются геологоразведкой и не имеют денежных потоков, а также для малого бизнеса.
— В МФЦА создана консалтинговая служба, помогающая компаниям из региона, не имеющим опыта выхода на биржу, подготовиться к IPO/SPO. Биржа взаимодействует с этой службой, консультирует потенциальных эмитентов?
— Конечно. Мы помогаем потенциальным эмитентам. МФЦА ведет информационную кампанию и начал определять спрос на привлечение капитала. Мы создали команду, которая переводит это стремление к привлечению капитала на более практические рельсы. Например, хочет ли компания привлечь долговой или акционерный капитал? Если долговой, когда и сколько? Если акционерный, опять-таки – когда и сколько? И что надо сделать, чтобы подготовить компанию к привлечению капитала? Например, какую систему корпоративного управления надо иметь? Какую финансовую отчетность? Что «продается» инвесторам, а что нет?
Следующий шаг – наем советников. Мы много работаем с конкретными советниками – юристами, аудиторами, инвестбанкирами. Но опять-таки, для крупного бизнеса такие советники существуют, а опыта работы со средним и малым бизнесом не имеют.
Что касается сроков, между решением о привлечении акционерного капитала и реальным его привлечением обычно проходит от года до трех лет. Один год – для компании с существенным уровнем капитализации, у которой хорошая финансовая отчетность, хорошие внутренние процессы и корпоративное управление. Почему год? Около шести месяцев уходит на наем консультантов. Кроме того, чтобы получить полную финансовую информацию, обычно требуется 12 месяцев. Ну, а три года - для тех компаний, которым надо решить, каким будет предложение для инвесторов, какая нужна бухгалтерская отчетность, как организовать внутренние процессы, какие могут потребоваться изменения в корпоративном управлении, из каких бизнесов надо выйти, потому что они неинтересны инвесторам. И, наоборот, какие бизнесы являются ключевыми, быстро растущими, к которым надо привлечь особое внимание инвесторов.
— Есть ли в мире пример работы биржи с компаниями средней капитализации, который вы считаете успешным и в той или иной степени хотели бы повторить?
— Хороший вопрос. Лет 20 назад можно было сказать, что NASDAQ вполне успешно создавал рынок технологических компаний в США. Однако сегодня эту нишу заняли фонды прямых инвестиций. Есть пара других примеров. В Лондоне – AIM, а также TMX, биржа в Торонто, которая специализируется на юниорских майнинговых компаниях. Плюс Nordic, сейчас принадлежащая NASDAQи объединяющая несколько площадок в Финляндии, Швеции, Исландии и других странах.
Должна быть улица с двусторонним движением: с одной стороны, желание создать необходимый набор правил, которые способствуют привлечению капитала в малый и средний бизнес, а, с другой – культура листинга. Например, в Малайзии было колоссальное количество размещений малого бизнеса, с использованием тех же правил, которые существуют для крупных компаний. То есть нужен не только регуляторный режим, но и предпринимательский настрой, стремление размещаться, понимание преимуществ.
— В СМИ звучали заявления топ-менеджмента МФЦА о создании площадки для торговли в юанях. Как продвигается работа в этом направлении? Какой эффект для региона будет иметь такая площадка – придет ли сюда больше китайских инвесторов?
Статус этой работы – между идеей и реализацией. Технически мы уже можем осуществлять торги в юанях. Возможность делать это зависит от ликвидности, от того, как организованы валютные операции между юанями и тенге. Мы работаем с двумя частными банками над тем, чтобы структурировать продукт, который позволит легко проводить трансакции с юанями. Кроме того, мы готовим к запуску в будущем году специальную площадку для торговли в юанях.
— Кроме госкомпаний Казахстана на биржу МФЦА должны прийти частные. Компании из России, Белоруссии, Азербайджана и других стран региона интересовались условиями листинга на AIX. Какой объем размещений сегодня готова сделать биржа? Какой объем размещений ожидаете?
— У нас были хорошие предварительные переговоры с рядом стран. Во многих из них ситуация схожая с тем, как было в Казахстане – регуляторный режим и технологии сильно отстали от мирового уровня. Они видят возможности для суверенных или корпоративных листингов. Думаю, как и многие другие, они находились в ожидании, хотели увидеть, получится ли у нас. Мы им продемонстрировали наши возможности. Мы находимся на начальном этапе превращения их интереса в конкретные размещения. Ожидаю, что 1-2 акционерных размещения эмитентов из этих стран пройдут в течение 12-18 месяцев.
Хорошие возможности для нас связаны с долговыми размещениями с фиксированной доходностью. Один из вопросов для этих эмитентов – хотят ли они размещаться в другой стране? Думаю, мы сможем показать им, что это стоит сделать, потому что они могут привлечь средства на платформе, в которую мы проинвестировали, и которой у них нет. Мы работаем с официальными органами этих стран с тем, чтобы они разъясняли бизнесу преимущества размещения у нас. Мне кажется, потенциальные возможности просто колоссальные.
— Почему вы приехали в Казахстан, что привлекло вас в этом проекте?
За 30 лет работы на рынке капитала и особенно на развивающихся рынках я смог убедиться, что активный рынок капитала – ключевое условие экономического роста
— За 30 лет работы на рынке капитала и особенно на развивающихся рынках я смог убедиться, что активный рынок капитала – ключевое условие экономического роста. Когда у бизнеса нет возможности привлечь акционерный капитал, он мало инвестируют, продуктивность страдает. Австралия, например, сумела развить очень активный рынок акционерного капитала, поэтому бизнес там растет и развивается гораздо быстрее. Такую же ситуацию я вижу в Юго-Восточной Азии. И такой же потенциал я вижу в Казахстане.
В Казахстане имеется значительный потенциал для инвестиций. Если их проводить посредством рынка капитала, то стоимость привлечения средств снижается, объем инвестиций увеличивается, компании нанимают больше работников, экономика в целом растет. Быть частью этого процесса для меня – прекрасная работа. Нам удалось достичь результата – ведь мы создали биржу мирового уровня всего за 9 месяцев!