В 2021 году систему государственных гарантий могут распространить на полисы страхования жизни и программы негосударственного пенсионного обеспечения. Что это даст потребителям и участникам рынков?
Банк России разработал концепцию введения системы гарантирования прав участников (СГПУ) по добровольным пенсионным программам НПФ. До 2027 года НПФ должны войти в нее — для потребителей это будет означать, что в случае аннулирования лицензии у кого-то из фондов деньги его клиентам вернет Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Лимит выплат, как и по банковским депозитам, — в пределах 1,4 млн рублей. Однако есть особенности: деньги клиентам обанкротившегося НПФ вернут, если их договоры негосударственного пенсионного обеспечения находятся на этапе накопления. Если же человеку уже назначена пенсия, то выплачивать ее будет другой фонд, назначенный АСВ, с той же периодичностью и на тот же срок, что и в прежнем НПФ.
Аналогичную систему Банк России готовит и для рынка страхования жизни. Госгарантии планируется распространить на договоры страхования жизни, в том числе комбинирующие страхование жизни с другими видами личного страхования. Лимит возврата — те же 1,4 млн рублей, которые будет выплачивать АСВ из гарантийного фонда. Его будут формировать страховщики за счет своих отчислений, и участие в нем будет обязательным. В случае смерти застрахованного гарантирована выплата в пределах 10 млн рублей. А вот инвестиционный доход, даже если он предусмотрен договором страхования жизни, не гарантируется.
Надежды на новых клиентов
Идеи распространения СГПУ на продукты страховщиков и НПФ обсуждаются уже несколько лет, и даже сейчас никто не назовет точной даты, когда они превратятся в конкретные законодательные инициативы. Тем не менее и страховщиков, и НПФ сам факт документального оформления инициативы очень вдохновляет.
«Если введут систему гарантирования в том же объеме, что и для банков (1,4 миллиона рублей), то около 94% договоров в нашей компании попадут под нее, — рассказывает генеральный директор «Капитал Лайф Страхование жизни» Евгений Гуревич. — Это очень важно с точки зрения дополнительных гарантий для наших клиентов и выравнивает условия работы для различных финансовых институтов: банков, которые уже много лет имеют систему гарантирования, НПФ и СК, которые ее не имели».
Страховщики уверены, что основная масса потребителей привыкла больше доверять государственным гарантиям, нежели рыночным оценкам надежности компаний. «Финансовые показатели, заключения независимых аудиторов, госсистема финансовой устойчивости бизнеса — это все малопонятные и сложные инструменты для большинства людей, — считает вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин. — Для них гораздо весомее знать, что сохранность вложений гарантируется государством. 20—30-летние программы, учитывая огромное количество вызовов и неопределенностей, должны быть защищены максимально». Кроме того, СГПУ — это отличный маркетинговый ход. «Всегда красивее и проще при продаже страховки сказать про госгарантии и перейти к сути программы, чем тратить время на объяснение, почему клиент может быть уверен, что через 10—20 лет его накопления не пропадут», — продолжает Дубровин. Страховщики рассчитывают, что введение СГПУ даст им дополнительных клиентов из числа сомневающихся людей.
Во сколько система страхования страховщиков обойдется клиентам — вопрос пока открытый. Многие важные детали системы не определены — например, попадут ли в нее действующие договоры страхования, или только новые. По оценкам ВСС, размер фонда должен составлять не менее 60 млрд рублей и должен формироваться постепенно. Для сравнения: страховщики жизни имеют в настоящее время более 17 млн действующих договоров, в том числе более 3 млн договоров накопительного страхования жизни. Общая сумма сборов по ним за девять месяцев 2020 года превысила 320 млрд рублей.
Пакет от НПФ
С той же надеждой получить новых клиентов ждут введения системы гарантирования и НПФ. «Эта мера должна стимулировать интерес клиентов к формированию личных пенсионных накоплений», — говорит президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков.
В отличие от страховщиков, выигрывающих от роста накопительного страхования жизни, НПФ вынуждены констатировать сокращение количества участников добровольных пенсионных программ по сравнению с 2012 годом на 11% до 6,15 млн человек. При этом самостоятельно формируют пенсию лишь около 2 млн физлиц, остальные — корпоративные клиенты.
НПФ, конечно, понимают, что перед запуском СГПУ Банк России устроит им скрупулезную проверку, но считают, что это добавит уверенности потенциальным клиентам. «Это, разумеется, прибавит забот, как и любая проверка контролирующего органа, но в очередной раз проверит устойчивость и надежность, — уверен глава центра анализа НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис. — И повысит доверие к НПФ как финансовым институтам, стимулируя людей к самостоятельным накоплениям. Мы видим, как банковская система выиграла после введения системы страхования вкладов. С тех пор люди стали больше доверять банкам и перестали бояться открывать вклады».
Сейчас систему госгарантий регулятор обсуждает с профессиональным сообществом. НПФ предложили включить в суммарный размер гарантийного возмещения 1,4 млн рублей, кроме самих взносов клиентов, еще и инвестиционный доход (в случае его формирования). Кроме того, распространить систему гарантирования на все пенсионные счета — как новые, так и уже действующие.
Вообще, у НПФ есть целый пакет предложений, как сделать негосударственное пенсионное обеспечение привлекательным для людей. В их числе — увеличение суммы, с которой оформляется налоговый вычет, с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. рублей, как у инвестиционного вычета, и выделение его в отдельный пенсионный вычет. Кроме того, НПФ хотят получить право выступать в качестве налогового агента для оформления клиентам налогового вычета. Считают необходимым отменить НДФЛ на выплату и передачу пенсии в пользу близких родственников клиента. «Серьезным стимулом для самостоятельных накоплений в НПФ, помимо налоговых стимулов, может стать возможность снять средства досрочно при наличии серьезных причин, например на лечение тяжелого заболевания», — считает Евгений Биезбардис.
Пенсионный вычет
Некоторые из вышеназванных предложений активно обсуждаются профсообществом с властными структурами и регулятором, например введение пенсионного налогового вычета и увеличение суммы, с которой можно его получить, с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. рублей. «Сейчас человек, имеющий пенсионный счет, может воспользоваться только социальным налоговым вычетом, то есть получить его либо за взносы на пенсию, либо за образование детей, либо за лечение, либо комбинировать несколько оснований, но оставаясь в рамках единого лимита — до 120 тысяч рублей в год. При этом медицина и образование «съедают» практически всю сумму, а низкая ставка НДФЛ делает его еще менее привлекательным, — отмечает Сергей Беляков. — Кроме того, размер социального налогового вычета не индексировался более десяти лет и не отвечает современным реалиям».
Если помимо социального налогового вычета человек сможет получать еще и пенсионный, то интерес к долгосрочным накопительным продуктам может увеличиться. Поэтому за его введение выступают и страховщики. «В мировой практике, в частности в тех странах, где негосударственное пенсионное обеспечение хорошо и эффективно реализовано, основными стимулами являются налоговые льготы непосредственно для гражданина, — говорит Виктор Дубровин. — Их система достаточно интересна и учитывает много факторов: совокупные доходы домохозяйства, уровень доходов и отчислений на негосударственную пенсионную программу, наличие корпоративной пенсионной программы». Налоговые льготы для корпораций, у которых работают корпоративные пенсионные программы, должны трансформироваться в социальный пакет для работников (это и софинансирование, и повышение отчислений в зависимости от срока работы и должности). «Должна сформироваться общая ответственность: гражданин, работодатель и государство, но при этом главная «скрипка» — у человека, он должен сам на протяжении всей трудовой жизни формировать пенсионные накоплении и понимать, в какой части ему помогают государство и его работодатель», — считает вице-президент ВСС.
При чем здесь ИИС-3?
Сделать долгосрочные накопления более интересными для потребителей теоретически может индивидуальный инвестиционный счет третьего типа (ИИС-3), концепцию которого подготовил ЦБ. При чем тут он? А при том, что под него попадают долгосрочные вложения. ИИС-3 — это счет, на котором можно будет размещать деньги на срок от десяти лет, при этом сумма вложений ограничиваться не будет. Планируется, что, как и в случае с ИИС первого и второго типов, новый вид счета позволит оформлять налоговый вычет. Человек сможет выбрать для себя удобный вариант: вычет на ежемесячно вносимую сумму через работодателя, но не более 6% от НДФЛ, или на самостоятельно размещенную сумму, но не более 120 тыс. рублей в год. «Появление такого рода инвестиционного налогового вычета по договорам на срок свыше десяти лет позволит нам предложить клиентам долгосрочные программы страхования. Они и сейчас есть, но пользуются меньшим спросом, чем среднесрочные», — говорит Евгений Гуревич.
«С ИИС-3 пока нет определенности, — добавляет Евгений Биезбардис. — Как мы понимаем, это продукт долгосрочный, с опцией полных выплат без штрафов, в том числе при достижении пенсионных оснований. Представляется логичным, чтобы ИИС-3 или его аналог появился в перечне финансовых продуктов НПФ, что позволит очень быстро предложить его миллионам людей и привлечь в российскую экономику значительные долгосрочные инвестиции».
КОММЕНТАРИИ
Петр Пушкарев, главный экономист информационно-аналитического центра «ТелеТрейд»:
— Уровень доверия к системе НПФ у граждан стремится к нулевому. И совершенно обоснованно, потому что подавляющее большинство этих фондов просто не справились даже с задачей долгосрочно уберечь средства своих клиентов от инфляции, не говоря уже о сколько-нибудь эффективном управлении ими. В этих условиях люди не хотят вкладываться в «кота в мешке» — какой резон делиться комиссией с теми, кто ничем не доказал, что вложится в рынок лучше тебя?! Поэтому многие пускаются в совсем неизведанную для них сферу, самостоятельно инвестируя в те же «голубые фишки» российского рынка или в акции известных и хорошо растущих западных эмитентов. При самостоятельном инвестировании мороки чуть больше, но риски те же, и ты хотя бы сам держишь руку на пульсе.
Чтобы изменить негативное отношение людей к НПФ, единственный выход — это практичная система работающих госгарантий. Причем гарантий не просто сохранности средств, но и хотя бы самого минимального положительного процента. Понятно, что такой гарантированный НПФ доход может быть меньше ключевой ставки ЦБ и составлять, например, всего 2—2,5%: так как часть средств всегда в процессе управления находится под рыночным риском, однако большая часть все-таки может обеспечить определенные гарантии за счет размещений в ОФЗ и корпоративные облигации с известной и фиксированной рублевой доходностью. И если государство не примет эту долю гарантий на себя, то граждане ни в какой НПФ деньги не понесут.
Число подпадающих под госгарантии НПФ может быть совсем малым: на практике гарантии могут быть одобрены пока для 5—7 НПФ, показавших за последние десять лет наиболее стабильные и заслуживающие доверия государства результаты. Но такие сертифицированные НПФ с гарантиями обязательно должны быть.
Аналогично и со страховыми компаниями: интересные и привлекательные накопительные продукты предлагают многие из них, но не хватает эффективной системы гарантий на вложенные средства сверх тех обязательств, которые в этом отношении могут предложить сами СК. Источники формирования пенсионного дохода у страховщиков несколько иные, чем у НПФ, но система гарантий должна быть примерно одинаковой и обеспечиваться государством.
Что касается ИИС третьего типа, то пока что эти предложения утопичны: если средства нельзя будет забрать в течение целых десяти лет, то это слишком большой срок, когда среди населения преобладает неуверенность в завтрашнем дне, включая прежде всего риски обесценивания сбережений, на которые мало кто захочет пойти. Налоговые вычеты в сравнении с этим будут лишь условным преимуществом, которое мало кто оценит, тем более если и базу вычета для пенсионного ИИС-3 предлагается сделать меньше: всего лишь 120 тысяч рублей в год по сравнению с возможностью получить вычет 13% с 400 тысяч рублей для ИИС типа А. Чаша весов будет по-прежнему склоняться в пользу идеи самостоятельных вложений, когда инвестсчет сам владелец пополняет — в удобное ему время и любыми порциями — и сам определяет момент, когда ему выгоднее вывести средства.
Татьяна Никитина, директор страховых рейтингов Национального рейтингового агентства:
— Включение страховщиков жизни в систему гарантирования обеспечит защищенность страхователей, повысит доверие клиентов к долгосрочным договорам, но развитие добровольного пенсионного страхования будет зависеть в основном от динамики реальных доходов населения и выравнивания режимов налогообложения для страхователей-юрлиц по договорам пенсионного страхования работников, заключенным с НПФ и страховыми компаниями. С учетом того, что государство стремится снизить социальную нагрузку, представляется логичным развитие конкурентного рынка продуктовых предложений по формированию будущей пенсии, в том числе за счет включения страховщиков в пенсионную реформу. Пока конкуренция между НПФ и СК может идти только по продуктам, приобретаемым физлицами. Взносы по корпоративным пенсионным программам облагаются налогами в отличие от аналогичных программ НПФ. В 2020 году заключено только три таких договора, а число застрахованных составило 25 человек.
Роман Хорошев, CEO краудлендинговой платформы Jetlend:
— Главные преимущества пенсионных продуктов НПФ — это долгосрочность накоплений, а значит, и повышенная доходность; защита от необдуманных трат, то есть невозможность совершения импульсивных покупок за счет пенсионных средств; страхование взносов и пенсионных выплат; налоговые льготы. После принятия законопроекта об СГПУ можно ожидать роста продаж пенсионных продуктов НПФ, прежде всего за счет налоговых стимулов и защиты АСВ в размере 1,4 миллиона рублей. В этом случае долгосрочные инвестиции в НПФ могут стать более конкурентоспособными по сравнению с текущими инструментами фондового рынка, особенно в свете возможной отмены льготы по НДФЛ для ИИС плана А.